Женский портал - GoldMon

Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения, профилактике зависимостей у учащихся

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Но как же сохранить своё здоровье? Как приобщиться к культуре здоровья? Как добиться успеха в жизни, не став жертвой алкоголя или наркотиков? Ответы на все эти вопросы ребёнок хочет получить от взрослого. Поэтому на сегодняшний день наиболее актуальная из проблем воспитательной работы в школе – проблема формирования навыков здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения обучающихся.

Я работаю классным руководителем 10 класса и считаю это направление очень актуальным, так как здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Работу в этом направлении начинаю с планирования. В воспитательный план моего классного коллектива включаю как традиционные общешкольные мероприятия, так и разнообразные классные. Традиционными в нашей школе являются:

    Дни здоровья (каждая вторая суббота месяца)

    Месячник по профилактике суицидального поведения (сентябрь)

    Тематические недели или декады к международным Дням отказа от курения, наркотиков, ко Дню профилактики СПИДа.

Благодаря слаженной работе классных руководителей и учителей физической культуры и здоровья, Дни здоровья в нашей школе превращаются в настоящие спортивные праздники с соблюдением всех организационных моментов, начиная от прослушивания государственного гимна в начале и конце мероприятия, заканчивая музыкальными и развлекательными паузами.


Фото 1. Во время соревнования Фото 2 . Танцевальная пауза

Один раз в год у нас на Дне здоровья присутствуют наши друзья по спорту БФСО «Динамо», которые организуют межшкольную спортландию.


Фото 3. Традиционный конкурс Фото 4. Кубок от БФСО «Динамо»

«Перетягивание каната»

Ребята с удовольствием участвуют в таких массовых мероприятих. Физкультурные праздники способствуют развитию чувства коллективизма, поддержки и ответственности друг за друга и за команду, совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Уже несколько лет подряд в школе проводится месячник по профилактике суицидального поведения среди учащихся. Это очень щепетильная и «скользкая» тема. Обсуждая её, моя задача, как педагога, не навредить, т.е. не вызвать интерес к этим действиям, а заострить внимание на ценности человеческой жизни. Поэтому во время часа общения на тему «Жизнь – бесценный дар» мы с ребятами обсуждаем, что такое жизнь, что они вкладывают в это понятие; ценности жизни, почему человек должен жить и не опускать руки ни при каких обстоятельствах. Я специально не меняю тему занятия уже на протяжении трёх лет, так как каждый раз начинаю его с упражнения «Закончи предложение», во время которого ребята письменно отвечают на вопросы об отношении к жизни, а я имею возможность проанализировать изменения в их ответах, следовательно, в их взглядах на жизнь. Безусловно, основное содержание занятие изменяется в соответствии с возрастом учащихся.


Фото 5. Отчёт представителей групп Фото 6. Итог работы

Во время общешкольных тематических недель и декад по профилактике вредных привычек и зависимостей я провожу интерактивные ток-шоу, с приглашением специалистов. Как итог таких мероприятий – выпуск настенных газет.


Фото 7. Во время ток-шоу Фото 8. Итог работы ток-шоу

Среди классных мероприятий по формированию здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения я использую:

    часы общения отдельно с мальчиками и девочками по темам личной гигиены подростков “Между нами девочками (мальчиками)”;


Фото 9. Знакомство с информационными Фото 10. Знакомство с информационными буклетами буклетами

    встречи со школьной медсестрой или фельдшером Дотишского ФАПа;

    выпуск “медицинских бюллетеней”: «О вирусе гриппа» , «О вреде курения» , «Сладкая жизнь» , «Пирсинг. Так ли он необходим?» , «Режим дня – друг школьника» и т.д.;

    видеолектории (просмотр и обсуждение видеороликов по данной теме);

    туристические походы (велопоходы).

Перечисленные мероприятия дают возможность рассказать подросткам о важности физического и психического здоровья в жизни каждого человека. Здоровье – это то, что нам дала природа. Без него невозможно представить себе счастливую жизнь в будущем, успешную карьеру и семью. А сегодня существует множество возможностей быстро и бесповоротно его испортить. Поэтому школьники должны знат способы сохранения своего здоровья.

Положительных результатов в воспитания физического и психического здоровья учащихся можно достичь только при сотрудничестве с семьей . Когда семья будет примером " здорового поведения ", то и ребенок , воспитанный в этой семье , будет придерживаться такого поведения .

Для родителей моих учащихся я организую как индивидуальные консультации, так и общие классные встречи . Индивидуальные консультации провожу по итогам медосмотров , сообщаю родителям данные врачами рекомендации. В последующем веду учёт выполнения этих рекомендаций через «Индивидуальный план оздоровления» каждого учащегося. На классных собраниях и встречах предлагаю для обсуждения следующие темы: "Особенности подросткового возраста", "Ответственность и безответность подростка. Что за этим стоит?", "Особенности гендерного воспитания подростков" и др. Полезным считаю проведение совместных встреч родителей с учащимися, так как во время таких мероприятий участники могут услышать и проанализировать разные взгляды на проблемы и пути их решения.

Фото 11. За круглым столом с родителями

Традиционным в нашей школе является спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья". Он проводиться ко Дню семьи (15 мая). Я и родители моего класса являемся постоянными членами команд. Совместно проведенные мероприятия воспитывают любовь к спорту, развивают ловкость, позволяют присоединить к здоровому образу жизни не только учащихся, но и их родителей, которые в будущем становятся примером для своих детей.

Фото 12 . Команда мам и дочек

Считаю важным обсуждать с учащимися и родителями тему "Режим дня". И хотя все знают, что это такое, но, далеко не все, его придерживаются. Дети - не стремятся, а родители - не контролируют. А это есть проблема, так как современные школьники ведут пассивный образ жизни, очень много времени проводят сидя за телевизором и компьютером. А они должны знать о пользе утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, о пользе смены видов деятельности в течении дня.

Важное влияние на получение положительного результата от мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и ответственного и безопасного поведения, оказывает подготовительная (или диагностическая) работа. Очень часто перед обсуждением которой-нибудь проблемы по данной теме, я провожу анкетирование, как среди родителей, так и среди учащихся. В этом мне помогают следующие методики и диагностики:

    т ест «Твое отношение к здоровью» ;

    м етодика «Что мне мешает вести здоровый образ жизни» ;

    диагностика здоровья по почерку;

    анкетирование «Отношение подростка к своему телесному «Я»» (методика Григорьева) и др.

Итоги данных диагностик позволяют мне более эффективно и адресно проводить свою работу, добиваться качественных изменений в поведении учащихся.

Благодаря системной работе по формированию здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения я вижу положительные результаты у своих учеников: они редко болеют во время эпидемий гриппа, не курят, не пропускаю уроки физической культуры и здоровья, стараются придерживаться режима дня и т.д. Но это не даёт мне право останавливаться на достигнутом. Я планирую совершенствовать работу в данном направлении, а именно, использовать новые формы и методы работы. С недавнего времени я являюсь педагогом-консультантом равного обучения, поэтому буду чаще проводить тренинги по данной проблеме и привлекать своих учащихся к волонтёрской деятельности по принципу «равный обучает равного».

Консультация для воспитателей

Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

Воспитатель МБДОУ № 24 г. Усть-Лабинска

Бирюкова Татьяна Владимировна

1.

2. Принципы организации психолого-педагогической работы

3.

4.

5.

6.

7. Взаимодействие с родителями

Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность « игнорирует » бесценность человеческой жизни, поэтому « сверхзадача » состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия « экстремальный », « безопасность », мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: « не трогай », « отойди », « нельзя ». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей « отчужденных » от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы – « Безопасность дошкольников » обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

На данном этапе, в соответствии с ФГТ (одним из направлений развития является « Социально-личностное развитие », и в это направление входит такая образовательная область как « Безопасность »).

3.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие « безопасность жизнедеятельности в ДОУ » исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себе следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

В некоторых странах, таких как Англия, Япония и Финляндия, школьное обучение ребенка безопасности постепенно отошло на второй план. Стало ясно, ребенка надо учить, прежде всего, в семье и детском саду. В Финляндии, например, родителей, дети которых ходят в детский сад, собирают, им показывают слайды правильного и неправильного поведения детей на дороге и просят в течение очередного месяца отрабатывать с детьми во время движения по улице ту или иную, необходимую для дороги, привычку. Например, одну из важнейших - обязательно приостановиться перед шагом с тротуара на проезжую часть или всегда переходить с бега на шаг и переходить дорогу только размеренным шагом и т.д.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Социализация - это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова в « Концепции социализации ребенка » говорит: « Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения ».

Социальное развитие - многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети старшего дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение . Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко « врасти » в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Решить поставленные задачи и достичь данного результата возможно при осуществлении компетентностного подхода . ( « компетентности » - как характеристики личности, обладающей набором определенных компетенций В зависимости от вида деятельности или сферы активности индивида набор компетенций разный, к тому же их качество и количество на разных возрастных этапах развития людей различных социальных групп отличается.)

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский « Спичка-невеличка », Б. Житков « Пожар в море », Л. Толстой « Пожар », « Пожарные собаки »; С. Маршак « Рассказ о неизвестном герое », « Пожар »; С. Маршак « Кошкин дом », « Колобок », « Приключения Буратино », К. Чуковский « Телефон », « Айболит », Н. Носов « Телефон") Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим.

Итак игра. По определени. А.Н. Леонтьева игра дает ребенку « доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности ».

Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка, аппликация, конструирование, дети отражают окружающую их действительность. Отражение построеное на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование соединяет с игрой. существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И. Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки « Кошкин дом », видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак « деятельность отражения » позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным « как будто », а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни . Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов Способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно инофрмировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Литература:

1. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997

2. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008

3. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008

4. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.

5. Методические рекомендации по обучению детей Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице, Владимир, 2006

6. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт), Казань, 1995

7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

8. Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013

Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной. На протяжении нескольких столетий человечество формировало и улучшало технические ресурсы с целью обеспечить безопасность и комфортность собственной жизни. В результате человек оказался перед лицом опасностей, связанных с созданием и применением техники. В трудной ситуации, при появлении опасности взрослому человеку помогает «инстинкт самосохранения, проворность, скорость действий . К сожалению, дети данными свойствами владеют не в полной мере и, очутившись в опасной ситуации, не могут принять правильное решение. В силу возрастания объема опасностей нужна кропотливая подготовка не только взрослых, но и детей к обеспечению своей безопасности .

Согласно требованиям Федерального государственного стандарта (ФГОС), основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) должна включать Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Это документ, представляющий собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО .

Современные психологические исследования раскрыли разнообразные аспекты безопасности. Под безопасностью понимается особая характеристика, отражающая защищенность и сохранение способности к развитию отдельного субъекта и различных групп. Признавая психологический пласт безопасности основным при построении безопасного поведения, ученые на сегодняшний день выявили психологические закономерности, принципы и ресурсные основания ее обеспечения, вскрыли различные механизмы построения: дана характеристика разных видов безопасности и различных условий ее обеспечения . Значительное внимание уделено вопросам самообеспечения безопасности человека в экстремальных ситуациях. Исследования показывают необходимость проектирования обучения безопасному поведению с учетом особенностей каждого субъекта. В полной мере это относится к детям младшего школьного возраста.

Особенно важно обучение детей основам безопасного поведения с момента поступления в школу.

Основная задача в формировании безопасного поведения у младших школьников - предоставить любому ребенку знания об особенностях основных видов опасных ситуаций и умения организовывать в связи с ними правильное (безопасное) поведение. Безопасное поведение в этой связи может пониматься как готовность и способность субъекта при наступлении трудных и экстремальных ситуаций сохранить свою защищенность и способность к дальнейшему развитию. В процессе формирования безопасного поведения должны учитываться и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей приблизительно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах. Это возраст сравнительного спокойного и равномерного физического формирования, и в тоже время, данный этап характеризуется бурным эмоциональным развитием, новизной восприятия. Хорошо известно, что у младших школьников доминирует наглядно-образное понимание и зрительный контроль, которые позволяют запомнить события и предметы, их описание и определения. Школа вносит важные перемены в жизнь ребенка. Стремительно меняется весь уклад жизни его существования, его общественный статус в коллективе, в семье. Главной и основной деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Учение - это серьёзный труд, требующий развития таких качеств у ребёнка, как организованность, дисциплинированность, саморегуляция.

На этапе адаптации у первоклассника возникают трудности, которые связаны с особенностями школьного режима и требованиям учителя. Учитель еще не знает индивидуальных особенностей детей и поэтому еще не может обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. На этом этапе педагог обязан формировать у обучающихся ощущение того, что и класс, и школа - это не чуждая ему среда, а дружеский коллектив ровесников, старших товарищей и наставников. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться двенадцать лет.

Безопасное поведение на этом этапе недостаточно освоено ребенком, поэтому опасность может расцениваться как смелость. Ярким примером такого поведения служит поведение первоклассников из фильма «Внимание, черепаха», когда дети не чувствуют опасность.

Итак, актуализируется задача учителя начальной школы по подготовке детей к безопасной жизнедеятельности. С поступлением в школу ребенок в первый раз встречается с рядом строгих правил и школьных прямых обязанностей, обусловливающих всегда его действия в школе, дома. Первоклассник только приступает к овладению умениями производить оценку своих действий. В силу этого на начальном этапе его обучения безопасному поведению следует спрашивать у ученика детальное пояснение абсолютно всех совершаемых им действий с целью осознания им их значения. Именно учитель должен обучать детей, как вести себя в разных ситуациях, опасных для его нормального существования, труда и отдыха. Такая работа должна проводиться регулярно, а не от случая к случаю. Лишь подобным способом можно выработать умения и знания, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья.

В современной педагогической науке появилось новое направление - педагогика безопасности, изучающая закономерности развития жизненного опыта безопасного существования (жизнедеятельности) человека . Данный опыт формируется в детском возрасте в условиях образовательных организаций, в частности, в начальной школе, когда происходит активное освоение мира, расширяется круг общения и взаимодействия, сфер деятельности, географии передвижения ребенка .

Ученые выделяют этапы формирования навыков безопасного поведения младших школьников: 1 этап - информационный, когда младшие школьники получают знания об опасностях, их преодолении и предотвращении; 2 этап - мотивационный, когда вырабатывается мотивация навыков безопасного поведения; 3 этап - тренировочный, предполагающий упражнения в применении навыков безопасного поведения .

Важным условием формирования навыков безопасного поведения у первоклассников считаем создание безопасной и здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Все школьные помещения должны соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся (в классах, в столовой, в спортивном зале, на стадионе и пр.). Обязательно функционирование медико-психологической службы.

Организация физкультурно-оздоровительной работы на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сформировать у обучающихся силовые качества, ловкость, быстроту реакции и в целом, повысить адаптивные функции организма, важные для сохранения и укрепления психологического, физического и социального здоровья.

Использование учителем стиля, методов и приемов общения, технологии учебного сотрудничества, групповой работы способствуют формированию у детей чувства уверенности в своих силах, созданию ситуации успеха, снятию чувства тревожности, агрессивности. Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера способствует развитию чувства защищенности, комфорта, что определяет адекватное поведение детей в различных, в т. ч., опасных ситуациях.

Целенаправленная систематическая работа по формированию дисциплины в детском коллективе, следование четкому распорядку учебного дня позволяют сформировать в детях ответственность, дисциплинированность, пунктуальность и др. качества, необходимые для формирования безопасного поведения.

Развитие компонентов учебной деятельности: обучение планированию, прогнозированию и контролю этапов деятельности дает возможность научить детей четко распределять учебное время, а затем и свободное, заранее продумывать маршруты движения, быстро выполнять различные действия, что является хорошей основой для безопасного поведения.

Существует ряд дополнительных образовательных программ, направленных на формирование практических навыков безопасности жизнедеятельности: «Первая помощь», «Я и безопасность». Учителя разрабатывают самостоятельно практико-ориентированные курсы и формы внеурочной деятельности, позволяющие развивать волю, выдержку, смелость, умения преодолевать трудности: «Веревочные курсы», туристские походы, курс «молодого бойца», соревнования «Помоги другу», «Военные сборы» и др.

Важна просветительская работа с родителями (законными представителями) по формированию единого подхода к формированию навыков безопасного поведения младших школьников и т.п.; привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по разработке безопасных маршрутов для детей из школы домой, проведению оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, ролевых игр, тренировочных занятий по оказанию первой помощи и т. п.

Итак, младший школьный возраст - это период быстрого усвоения накопленных знаний и опыта. В силу этого важно не только беречь первоклассника от опасности, но и целенаправленно и осознанно готовить его к встрече с вероятными проблемами в сфере личной безопасности, приучать его к построению безопасного поведения в быту.

Таким образом, формирование навыков безопасного поведения младших школьников на этапе поступления в школу представляет целостную систему работы и организации жизнедеятельности детей в условиях образовательного учреждения, включающую несколько направлений работы: организация просвещения обучающихся по правилам безопасного поведения, формирование умений и навыков безопасного поведения в процессе изучения практико-ориентированных курсов, организации внеурочной работы, создание безопасной образовательной среды, организация физкультурно-оздоровительной работы, сотрудничество с педагогом-психологом и с родителями, использование учителем методов и приемов работы, обеспечивающих деятельностный характер обучения безопасному поведению, психоэмоциональное благополучие каждого ребенка.

Безопасное поведение. Что это?

безопасность поведение ребенок

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать . Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать,

А где надо - на помощь позвать.

Т.Г. Хромцова

Необходимо отметить, что, как в программных документах, так и в исследованиях по проблеме безопасности жизнедеятельности человека, широко используется понятие «безопасное поведение», хотя в литературе пока нет единого подхода к его трактовке. Выделяется 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются: предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности.

Предвидение опасности предполагает знание человеком многообразия ее источников. И.А. Щеголев отмечает, что угроза может исходить: от собственного Я: себе, среде обитания, другим людям; от среды обитания: природной, техногенной, социальной, в военной обстановке. Зная об опасности того или иного объекта, человек мобилизует внимание, осторожность как средство защиты.

Уклонение от опасности предполагает: представление о возможном характере развития опасной ситуации; знание мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности; правильную оценку ситуации.

Преодоление опасности предполагает: умелое поведение в опасных ситуациях; знание способов защиты и владение навыками по их применению (укрытие от опасности, применение способов борьбы с ее последствиями); владение навыками само- и взаимопомощи.

С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности:

· знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).

· умение действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

· отношение переживания и понимания ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

Анализ литературы позволил составить характеристику ребенка, обладающего опытом безопасного поведения:

Это ребенок, у которого сформированы представления о безопасности

жизнедеятельности, который мотивирован к охране своих жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту, имеющий опыт безопасного поведения в быту;

Это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес; предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ (утюг, чайник, лампа, пылесос, мясорубка, терка (овощерезка), стиральная машина, молоток, гвозди, ножницы, нож, иголки) ; их назначение и правила обращения с ними. Такой ребенок знает, что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свое место. Знает возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни (при неосторожном обращении с острыми, колющими и режущими предметами можно пораниться: порезаться или уколоться; нельзя играть и пользоваться без разрешения электроприборами; дома и в ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, с мебели, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность). Знает, как обращаться с ножницами, ножом, гвоздями и молотком, теркой, мясорубкой, иголкой. Знает приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах;

Умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно - столовыми приборами; с разрешения взрослых - иголкой, теркой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми - мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей); обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном (если родителей нет дома) для вызова пожарных (01); оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, ушибах, а также обратиться за помощью; выполнять инструкции взрослого в определенных обстоятельствах; различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения; держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде; правильно вести себя на солнце; элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице; как себя вести при встрече с незнакомым животным в случае его атаки;

Оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью).

Авторы всех имеющихся программ воспитания дошкольника этому направлению работы уделяют особое внимание, отмечая необходимость формирования опыта безопасного поведения детей, который трактуется как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка. Различные исследователи (П. Лич, П. Статмэн) отмечают преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности: они любят правила и целиком придерживаются их. Если же правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка данного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности.

Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Проблемы безопасности по праву относят к глобальным. Именно поэтому в настоящее время сформировалась новая образовательная область, которая так и называется «Безопасность жизнедеятельности ».

Ее цели :

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Задачи:

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

Ее основная цель -- подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде (природной, техногенной и социальной).

Основные источники опасностей для дошкольника.

Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.

Условно выделим основные источники опасностей для ребенка - дошкольника, связанные с местом его пребывания:

Опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);

Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);

Опасности, подстерегающие его на улице и дороге;

Опасности на природе.

Признаками, определяющими опасность , являются:

· Угроза жизни.

· Возможность нанесения ущерба здоровью.

· Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Опасности дома . Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире, относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги, повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т.д.).

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

Ш предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

Ш предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

Ш предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями.

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы , необходимо организовать специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются сферой родительской ответственности.

Опасности на улице. Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются:

ь неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте,

ь выход из-за стоящего транспорта,

ь неподчинения сигналам светофора,

ь нарушение правил езды на велосипедах и т.д.

Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому - детская жизнь.

Опасности в природе . К природным опасностям относятся

· стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например, ураганы, наводнения, сели;

· экстремальные ситуации;

· растения, животные, грибы и другие явления и объекты.

· Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, барометрическое давление, излучения, холод и др.

Опасности контактов с незнакомыми людьми . Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, не снижается. Статистика сексуальных преступлений против детей неполна и неточна. Большую часть подобных преступлений (61%) совершают психически здоровые люди, а не маньяки и психопаты. Более 60% насильников - люди моложе 21 года и лишь немногим более 10 % - старше 30 лет. Подавляющее большинство преступающих закон не посторонние, а хорошо знакомые детям люди. Из них примерно 40% - отцы, братья и другие родственники, а 45% - друзья, соседи, учителя, воспитатели.

Многие похитители и насильники кажутся дружелюбными и неопасными. Они профессионалы в том, чтобы понравится детям, и усыпить их бдительность, проявляют изощренную изобретательность. С помощью разнообразных предлогов стараются заманить малыша в безлюдное место. Вот некоторые из них: «Помогите, пожалуйста, убежала кошка в подвал...», «Пойдем, покажу тебе на чердаке котят», «Хочешь, я тебя прокачу» и т.д. Маленький ребенок, не задумываясь о последствиях, принимает предложение или соглашается помочь.

Родительское собрание

«Формирование навыков безопасного поведения у детей»

(средняя группа)

Лубинова Светлана Владимировна,

воспитатель ДОУ №25,

г. Дубна Московской области

Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) воспитанников группы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

Задачи:

  1. Формировать у родителей (законных представителей) воспитанников группы чувства ответственности за безопасность своих детей.
  2. Определить роль родителей (законных представителей) воспитанников группы в работе по формированию навыков безопасного поведения детей.
  3. Познакомить родителей (законных представителей) воспитанников группы с правилами безопасного поведения на улице, дома, в природе, с незнакомыми людьми, уделив наибольшее внимание направлению «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».
  4. Дать представление о наиболее частых и опасных ситуациях, чреватых получением травм.
  5. Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».
  6. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Предварительная работа : анкетирование родителей «Безопасность ваших детей»

План проведения собрания:

  1. Вступление.
  2. Основная часть

— Что такое «безопасное поведение»?

— Разделы работы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

— Безопасность ребёнка на улице

— Безопасность ребёнка дома

— Ребёнок и природа

— Ребёнок и другие люди (незнакомец)

— Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

— Безопасность ребёнка во время нахождения в детском саду

  1. Рекомендации родителям
  2. Памятки: №1 — «Как формировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге», №2 – «Пожарная безопасность детей», №3 – «Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка»
  3. Подведение итогов

Ход собрания

Организационный момент.

Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения. Когда счастливы дети? Когда они здоровы. Когда счастливы родители? Тогда, когда счастливы их дети.

Основная часть

— Что вы понимаете под «безопасностью»? (безопасность на улице, обращение с пожароопасными предметами, поведение с незнакомыми людьми…) Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, применение знаний на практике.

— Важна и нужна ли эта тема, по вашему мнению? (заслушиваются мнения родителей)

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Ребёнок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания.

Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой-папой, а завтра он станет самостоятельным.

Чем бы не занимался и где бы не находился человек, будь то взрослый или ребёнок, его всегда подстерегает потенциальная опасность, причиной которой может быть беспечность самого человека или беспечность окружающих. Где бы не находились наши дети — на улице, в детском саду, в гостях, дома – вы, родители, не можете быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случится, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни. Задача нас, взрослых, — предупредить и предостеречь ребенка от беды, правильно подготовить его к встрече с различными, а порой и жизненноопасными ситуациями, и при этом не просто сказать « Этого делать нельзя», а показать на личном примере или примере из литературного произведения, из жизни.

Работа по формированию безопасного поведения ведется по нескольким разделам:

-«Ребенок на улице»

-«Ребенок дома»

-«Ребенок и природа»

-«Ребенок и другие люди. Незнакомец»

-«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

  1. Безопасность ребенка на улице .

Это ПДД (закон для улиц и дорог, соблюдать который обязаны и водители, и пешеходы), правила поведения в транспорте; правила поведения, если ребёнок потерялся; ориентирование на местности. Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и сам ребёнок чувствовал себя уверенно на дороге, советуем:

  • Напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день;
  • Никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;
  • Учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;
  • Учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;
  • Не позволяйте своему ребенку играть на дороге.

Элементарные правила поведения на дороге можно запомнить в процессе игры. Например, предложите ребёнку поиграть дома в регулировщика и пешехода. Устройте в комнате импровизированную дорогу из верёвки, бумаги, скакалки. Расставьте машинки, сделайте «зебру», сложите из кубиков светофор. Пусть ребёнок сначала побудет пешеходом, а потом станет регулировщиком. Смело «нарушайте» правила — детям нравится делать замечания «непонятливым» родителям.

Помните! Ребенок учится «законам дороги», в первую очередь, беря пример с вас, родителей. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.

2. Безопасность ребёнка дома

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Кухня – помещение, буквально напичканное опасными предметами. Бытовые, столовые приборы, газовая плита, горячая вода, пища — вот неполный их перечень. Ни в коем случае не оставляйте ребёнка одного на кухне.

Основной источник опасности в ванной — вода, однако не стоит оставлять без внимания баночки и скляночки с гелем, шампунем, бальзамом, кремом, пастой и т.д. Ребёнок в состоянии хлебнуть того или и иного химического «сока».

Мы, взрослые, думаем, что дом – самое безопасное место на свете. Что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Но, каждое жилище – это не просто стены и крыша, это ещё и балконы, и двери, и окна .

Об окнах и говорить нечего. Независимо от этажа, на котором находится квартира, нужно не подпускать ребёнка к окнам. Даже сидение на подоконнике является опасным делом: сообразительный ребёнок может повернуть ручку и открыть окно.

Где окна, там и двери. Сколько прищемленных детских пальчиков и рук повидали они на своём веку?! А синякам и ссадинам на лбах вообще нет числа.

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время

  • Электробезопасность .

Чтобы сделать свое жилище удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянув в любую квартиру, дом: мы найдем провода и бытовые приборы, представляющие при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы (плитки, плиты, электрические утюги, чайники, настольные лампы, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, микроволновая печь и многое другое). Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. Объяснить детям, что:

  • к провисшим и оборванным проводам линий электропередачи прикасаться нельзя
  • опасно подходить к проводу, лежащему на земле
  • самим не включать электрические приборы
  • Пожарная безопасность

А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту.

Пожары происходят не только по причине детской неосторожности, в большинстве случаев дети просто не знают о безопасном обращении с огнеопасными приборами.

Мы не можем и без острых, колющих, режущих предметов . Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Оставлять дошкольника дома одного — большой риск со стороны родителей. А оставлять дома нескольких детей — чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.

Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники . Научите ребенка не открывать двери незнакомым людям, обыграв эту ситуацию. Пусть несколько раз один из родителей сыграет роль «незнакомца», а другой – поможет ребенку правильно организовать свои действия: что делать, что говорить. Назовите людей, которым ребёнок может открывать дверь по именам — родственников, соседей, друзей.

  • Отравление

Когда ребёнок хотят узнать какой-либо предмет лучше, он часто пробуют его на вкус. Список предметов, которые он может проглотить, возглавляют те предметы, похожие на конфеты. Проблема в том, что дошкольники плохо отличают сладкие карамельки от таблеток бабушек и дедушек. Последствия подобных ошибок могут оказаться весьма плачевными и привести к отравлению.

Разве нужно напоминать, что лекарства сродни драгоценностям, которые хранятся в шкатулке под замком. Только взрослые должны иметь доступ к лекарственным средствам.

Наша общая обязанность, чтобы ребёнок знал наизусть свой адрес, имена-отчества родителей; начинать знакомить с телефонами экстренных служб (пожарная охрана - 01, милиция, - 02, скорая помощь, - 03, служба газа- 04). А еще лучше, если вы вместе с ребёнком составите перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с телефоном. Не забудьте объяснить ребёнку, чем чреваты необдуманные звонки в эти службы.

3. Ребёнок и природа.

Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

4. Ребёнок и другие люди (незнакомец)

Мы даём объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

5. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

Сюда относится: изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, знакомство с ролью лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также взаимоотношения между детьми (конфликты и т.д.)

Эмоциональное благополучие или психологическая безопасность ребёнка -состояние ребёнка, обеспечивающее ему успешное психическое развитие. Психика ребёнка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и лёгкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут явиться причиной нервных расстройств.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, туалетная вода и т.д.). Не разрешается приносить в детский сад игрушки из дома. В зависимости от погодных условий необходимо приносить запасной комплект одежды для ребенка. (если дождь, потеют и т.д.) Обувь ребенка должна быть удобной, соответствовать размеру и с фиксированной пяткой. Девочкам нежелательно носить обувь на каблучках.

Что касается безопасности детей во время нахождения в детском саду:

— все входные двери оборудованы электронными замками. Для каждого сотрудника и родителей изготовлены магнитные ключи для прохода в здание ДОУ.

Какие опасности могут поджидать ребёнка в здании и на территории ДОУ? Можно выделить несколько категорий:

  • Повышенная заболеваемость . Это самый частый фактор опасности, встречаемый в дошкольных учреждениях. Детский сад – место большого скопления детей разных возрастов. И вполне естественно, что иммунитет и восприимчивость к болезням у малышей разная. Не стоит удивляться тому, что в садике ребенок часто «цепляет» различные инфекции и заболевания. Особенно это волнует родителей, дети которых имеют ослабленный иммунитет. Но «подцепить» вирус ребёнок может не только в детском саду. Секции, студии, занятия в других местах, прогулки на детских площадках – потенциальные зоны для заражения разными инфекциями.

Напоминаю : каждый родитель любит своего ребёнка, заботится о его здоровье. Узнаёт у воспитателя о заболеваемости детей в группе. Возмущается, услышав или увидев чихающего или кашляющего чужого ребёнка. А своего ребёнка приводит с кашлем или соплями, провожает в группу, не заботясь о других детях и сотрудниках группы.

Если ребёнок не посещает в детский сад по неуважительной причине два дня, на третий день его снимают с питания. Особенно строго это происходит при обострении инфекционных заболеваний.

Родители первые должны заботиться о здоровье своего ребёнка: при повышенной температуре, рвоте, диарее обязаны оставить ребёнка дома и вызвать врача. Ставить на питание и снимать с питания своего ребёнка обязан родитель. Без справки врача после болезни или пропуске 3-х дней ребёнок в ДОУ приниматься не должен.

Все лекарства дети принимают в домашних условиях, воспитателям категорически запрещено давать лекарственные средства детям. В детских шкафах не должны находиться никакие лекарства. В единичных случаях – обращайтесь к медперсоналу.

Травматизм, несчастные случаи.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, деньги, батарейки, фонарики и т.д.). Причины травм могут быть самыми разными, их великое множество:

дети могут нанести друг другу увечья в борьбе за игрушки,

— расталкивая приятелей, спеша на прогулку или с прогулки,

— упасть с кровати во время дневного сна,

— неаккуратно прокатиться с горки, поскользнуться на льду,

— неудачно упасть на ровном месте

Если на территории ДОУ произошло травмирование ребёнка, все вопросы, связанные с происшествием решаются на месте, в ДОУ. К травме не относятся синяки, ссадины, небольшие порезы.

  • Чрезвычайные ситуации. Хотя такие явления как пожар, землетрясения и внешние (криминальные, террористические акты, невменяемые поступки взрослых) —

события нечастые, да и живем мы в мирное время, но забывать о необходимых мерах предотвращения подобных ситуаций и принципах обеспечения безопасности во время ЧС не стоит.

  • Угроза эмоциональному благополучию (психологическому здоровью ребенка. Не все родители задумываются над тем, что ребёнку в детском саду могут нанести вред не только физический, но и эмоциональный, психологический. Виной тому не только и не столько личностные особенности персонала ДОУ, сколько отношения между детьми, стресс при расставании с мамой.

Поэтому, родителям необходимо следить за психологическим состоянием своего ребёнка и тщательно разбираться в причинах, когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад.

Факторы обеспечения безопасности детей в ДОУ:

Чтобы защитить детей от различных опасностей, оставив тем самым малышей здоровыми, а родителей счастливыми, дошкольное учреждение должно обеспечить соблюдение множества факторов безопасности.

— с целью предупреждения различных простудных и инфекционных заболеваний в помещениях сада поддерживаются соответствующие температурный режим, уровень освещенности и проветривания.

— регулярное медицинское обследование персонала учреждения с целью исключения инфекционных заболеваний, соблюдение правил личной гигиены.

— в ДОУ непременно присутствует медсестра, контролирующая здоровье и состояние детей, отвечающая за вызов, при необходимости, скорой помощи. Обязательными являются периодические обследования воспитанников медицинскими работниками профессиональных медицинских учреждениях.

— наблюдение за санитарным состоянием ДОУ, а, важнее всего, кухни и продуктов детей.

Родители детей, имеющих склонность к аллергическим реакциям на определенные продукты, необходимо принести справки от врача с указанием диагноза и перечнем запрещённых продуктов. Нельзя умалчивать о продуктах-аллергенах, т.к. информация о них может отсутствовать в медицинской карточке ребенка. В противном случае бо льшая ответственность ложится на родителей.

— в помещениях ДОУ проводится ежедневную уборку и периодическая дезинфекция,

— техническое состояние помещений и прилегающих к садику построек подвергаются обязательному регулярному контролю.

— каждый сотрудник ДОУ владеет инструкциями по взаимодействию с основными службами безопасности. При этом проводятся учебные эвакуации из помещения и с территории ДОУ для отработки навыков поведения в чрезвычайных ситуациях.

— чтобы избежать похищения детей из садика, отдавать детей можно только их мамам и папам, а также лицам, заявленным родителями ребёнка в заявлении на разрешение.

— уделять пристальное внимание противопожарной безопасности здания: проводить периодический осмотр газовых плит на кухне, электрической проводки по всему зданию. Помещение ДОУ должно быть оснащено элементарными средствами защиты от огня: огнетушителями, лопатами и песком. Необходимо наличие в здании «тревожной кнопки», с помощью которой можно быстро осуществить вызов пожарных или МЧС.

Лица, ответственные за безопасность детей, на территории ДОУ

Каждый родитель задается вопросом о том, кто несет ответственность за безопасность их драгоценного чада в дошкольном учреждении? Ответственное лицо номер один и тот, кем обеспечивается проверка безопасности на территории ДОУ – это заведующий детским садом. Как гласит основной документ любого образовательного учреждения — закон «Об образовании», заведующий несет личную ответственность за безопасность каждого своего воспитанника.

Разумеется, заведующему ДОУ нереально уследить сразу за несколькими десятками детишек, поэтому ответственным, обеспечивающим безопасность ребенка в детском саду, становится воспитатель группы.

Родители ребенка также могут оказать неоценимый вклад в обеспечении мер безопасности малыша. Это может быть добровольная финансовая и материальная помощь ДОУ, направленная на обновление устаревших элементов игровых площадок, парт, кроваток и прочих конструкций. Также задачей родителей является контроль соблюдения норм безопасности в саду.

Все это немаловажные шаги к обеспечению безопасности ребятишек дошкольного учреждения и в первую очередь своего любимого малыша.

— Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу ребенка.

— Знайте соответствующую возрасту возможную реакцию ребенка и пользуйтесь этим.

— Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они ни выражались.

— Поощряйте проявление большей самостоятельности и ответственности.

— Контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к бо льшей ответственности.

— Определите границы дозволенного для вашего ребёнка и четко, категорически добивайтесь их соблюдения. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка. От качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

Подведение итогов

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.

Работа по формированию у наших детей навыков безопасного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Безопасность наших детей достигается путем тренировок, а не чтением морали, которую дети не всегда даже понимают. Лучший способ — продемонстрировать на своем примере, как следует поступить в сложной ситуации, а потом вместе с ребенком закрепить навык. Работа должна быть систематической. Детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду (это беседы в режимные моменты, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой и т. д.), то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи.

Чтобы помочь детям лучше усвоить правила безопасности, можно использовать рассказы из вашего личного опыта, чтение произведений художественной литературы, сказок («Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка»), в которых прослеживается тема безопасности, беседы по содержанию прочитанного. Художественное слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её, оценить поступки героев. Можно вместе с детьми рассматривать иллюстрации, отгадывать загадки, играть в дидактические и сюжетные игры. В игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки. Сами показывайте своим детям только положительные примеры.

Основная задача взрослых, и педагогов, и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Надеюсь, что вы с пользой провели время и примите активное участие в обучении и в передаче своего опыта детям. Ведь главная цель нашей с вами работы — формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией. Пусть каждый день будет безопасным!

Решение собрания:

  1. Детям и родителям неукоснительно соблюдать правила безопасности.
  2. Проводить работу по формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду, на улице и дома.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Женский портал - GoldMon