Женский портал - GoldMon

Дата публикации: 22.12.2014

Небольшой исторический обзор празднования Нового года в России - Советском Союзе в разные годы и при разных режимах. И неизбежный вывод: этот праздник был, есть и будет одним из самых любимых у россиян!

До Крещения Руси, новый год праздновали 1 марта по языческим традициям. Начало весны символизировало начало нового жизненного цикла и это, если честно, более логично для начало нового года, чем осень или середина зимы. Но Византийский календарь, придуманный в 988 году и принятый в России в 1492 году в качестве официального, говорил, что новый год начинается 1 сентября. Приняли, смирились и начали праздновать Новый год по этому условному летоисчислению, не связанному с глубинными верованиями и традициями народов, в том числе народов России.

Впрочем, крестьяне еще долгие годы продолжали ориентироваться на день весеннего равноденствия и праздновать начало нового года весной. Официальный же новый год праздновали, главным образов, в Кремле, на котором собирались царь, вельможи и представители высшего духовенства. Они все облачались в позолоченные одежды, прикладывались к иконам и Евангелию, затем патриарх вопрошал о здоровье царя - помазанника Божьего. Тот, по традиции, отвечал ему пространной речью, которую непременно заканчивал словами «…дал Бог, жив». Затем все присутствующие кланялись друг другу и заканчивали празднование обедней. По сути, это был религиозный праздник, важный для поддержания престижа власти Царя и Церкви и мало интересный простому люду.

Петр I провел в России широкие реформы по европейскому образцу, в том числе и реформу календаря и праздников. По его воле с 1700 года летоисчисление в России стало вестись от Рождества Христова, а новый год стали отмечать 1 января.

Но разрыв между знатью и простыми людьми был слишком велик и новые традиции, как и прежде, прижились только среди высших сословий, низшие же продолжали праздновать новый год по-старому - в сентябре.

С ростом богатства российской знати, более богатым становилось празднование Нового года. При Екатерине II вошли в моду масштабные и чрезвычайно пафосные новогодние балы, а в 18 веке в домах у знати появились первые новогодние елки.

Собственно, еще Петр I приказал «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», но ими украшались, главным образом, площади и уличные постройки, в дома вельмож елка пришла благодаря супруге Николая I - прусской принцессе, принявшей православие под именем Александры Федоровны. Это она ввела в России моду на новогодние елки, которые уже давно обосновались на праздник у немцев. Их и украшали по немецкому образцу: венчала дерево Вифлеемская звезда, а также на него вешали яблоки, символизирующие запретный плод, а также игрушки, рождественской тематики.

Но во время Первой мировой войны эта немецкая традиция была подвергнута гонениям. На волне антинемецких настроений Синод назвал елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».

А после революции 1917 года и сам Синод вместе с православием были объявлены вне закона, что, как ни странно, послужило возрождением начавших забываться новогодних традиций - в первые годы советской власти, несмотря на разруху, Новый год праздновали широко и весело - новых праздников еще не придумали, а потребность в праздниках у народа была очень высока. Новый год каждый раз оказывался как нельзя кстати. Пока… Сталин не решил закрутить гайки, ведь праздники расхолаживают, а страна отчаянно нуждалась в восстановлении и развитии.

После смерти Ленина Новый год был запрещен как антисоветское явление, по домам ходили даже специальные группы «товарищей», проверявшие наличие в домах на новый год елей и всяческих украшений. Праздновать в эти годы разрешалось только 1 мая и 7 ноября, да и то, демонстрациями, прославлением великого Сталина и, главным образом, коммунистическим трудом.

В 1935 году новогодние елки и празднование Нового года в кругу семьи разрешили, но по-настоящему праздничным, то есть выходным днем, Новый год стал только в 1947 году. А в 1954 году, уже после смерти Сталина, елка появилась в Кремле, став главной елкой страны.

В 60-х годах на столах у советских людей появилось «Советское шампанское»,

существовавшее и раньше, но именно в эти годы ставшее традиционным новогодним напитком, а благодаря братским южным народам, вместе с нами строившим социализм, у нас на Новый год появились мандарины. 1962 году в эфир Центрального телевидения СССР вышел новогодний «Голубой огонек» - традиционные черты современного Нового года сформировались окончательно.

В советские годы появилась и традиция празднования поистине уникального, нигде больше в мире не существующего праздника - Старого Нового года. Вместе с Православным рождеством, празднующимся в России сегодня даже атеистами, Новый год - Рождество - Старый Новый год составляют главную праздничную триаду современной России - утомительную по количеству выходных дней в самое темное время года, количеству выпиваемого алкоголя и съедаемых калорий, но отличающую нас от всех прочих народов.

История праздника «Новый год» происходит из глубокой древности - из времен языческой Руси IX века. У древних русских народов новый год наступал с началом пробуждения природы, и отмечали его предположительно в день весеннего равноденствия 22 марта.

Вместе с принятием христианства на Руси в 988 г. появилось новое летоисчисление, и началом года было принято 1 марта. Но впоследствии, в XIV веке православная церковь перенесла начало года на 1 сентября в ознаменование покоя от всех житейских забот, связанных с сельскохозяйственными работами. Такой обычай был перенят из Византии. С 1 сентября стали считать не только церковный, но и гражданский год.

Новогодние обычаи у славян прижились достаточно быстро. Многие старые обряды, проделки ряженых, катания на санях, хороводы и гадания, которые раньше сопровождали Святки (период после Рождества до Крещения, с 7 по 19 января), хорошо вписались в забавы Нового года!

В Московском Кремле в день праздника «Новый год» проходила церемония «О начатии нового лета». На соборной площади Кремля устраивался помост, который покрывали персидскими коврами. На помосте устанавливали аналои для икон. Напротив аналоя ставили два места для патриарха и царя. Царь выходил в праздничной одежде. Патриарх спрашивал о здоровье царя и благословлял его. Духовенство и бояре занимали места по чину. После службы все присутствующие поздравляли друг друга, а после царя поздравляла вся площадь.

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Царь следил за тем, чтобы новогодний праздник был в царской России не хуже и не беднее, чем в других странах. Елки украшали фруктами, овощами, конфетами и орехами, а наряжать стали намного позднее.

Первый Новый год с измененной датой начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо было разукрашено красочными огнями фейерверка, люди танцевали, пели, веселились и дарили друг другу новогодние подарки. Именно с 1 января 1700 года новогодние гуляния получили свое народное признание. Празднование Нового года стало носить светский характер.

Главным элементом торжества являлась . В качестве жертвенного животного выступал поросенок, который символически означал богатство, плодородие и благополучие в жизни человека. Новогодний поросенок считался достоянием крестьянского мира и отдельной семьи. Все желающие крестьянской общины могли приходить и вкушать его нежное мясо, но каждый из приходящих должен был принести немного денег для хозяина. На следующий день собранные средства передавались в приходскую церковь.

Также существовал и семейный ритуал съедания свиньи. Вечером 1 января все домашние собирались за одним столом, ставили свечу перед иконой и молились церковному писателю и богослову Василию Великому. После молитвы хозяин отделял себе голову поросенка, разламывал жаркое и отдавал по частям членам семьи. Съев мясо, хозяйка относила кости свиньям. Такой обряд имел магическое значение: он должен был вызвать хороший урожай и благополучие в семье.

Ни один Новый год на Руси не обходился без обряда колядования. Толпы мальчишек, собравшись 1 января до обедни, ходили по домам и поздравляли хозяев с праздником. Войдя в избу, мальчик кланялся хозяину и обсыпал помещение пшеном или овсом, приговаривая «на счастье, на здоровье, на новое лето». Затем посыпанное зерно собирали с особой любовью и хранили его до весеннего посева. К гостям, особенно детям, относились с особым радушием, т. к. считалось, что они приносят с собой богатство дому и счастье семейству. В знак благодарности их одаривали деньгами или пирогами.

Традиция отмечать Новый год на Руси зародилась еще в IX веке и до сих пор не утратила свою актуальность. Новогодние обычаи со временем видоизменялись, но большинство из них мы можем наблюдать и в наше время. Люди по-прежнему весело проводят день Нового года, поздравляют друг друга и дарят подарки!

У всех народов земли одним из самых древних праздников был праздник Нового года. В самых ранних обществах, много тысяч лет тому назад, возникает эта традиция. Она связана с появлением у человека ощущения необходимости периодического обновления мира.

Новое рождение

В Древней Руси год начинался в марте — в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Возможно, такой отсчёт начала года был принят по примеру ветхозаветной церкви, которая начало своего церковного года приурочивала к месяцу нисану, примерно соответствующему нашему марту. В XIII веке началом года стали считать 1 марта, но одновременно существовала и ещё одна новогодняя дата — 1 сентября, которая пришла к нам вместе с религией из Византии.

Последний раз осенний Новый год был отпразднован в 1699 году. Судя по документам краеведов, проведён он был «весело и в пиршестве». По легенде, которую нередко опровергают, 15 декабря 1699 года под барабанный бой царский дьяк возвестил народу волю царя Петра: о том, что в знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было «по большим проезжим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или мелких ружий «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет». С 1-го по 7 января «по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы». 31 декабря в 12 часов ночи Пётр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Надо сказать, что новые новогодние обычаи прижились у русских людей довольно быстро, потому что раньше в ту пору был другой праздник — Святки.

Молодежный праздник

Фото: Музей печати и издательского дела

Вся жизнь русских людей проходила в соответствии со своим народным календарём, основой которого были христианские праздники. Новогоднего праздника в Православном календаре нет, и наши предки в древнее время, да и в XIX веке, отмечая его в разное время, и встречали Новый год, как часть святочных и Рождественских праздников, которые всегда были самыми любимыми праздниками у славян. Святки — период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней с Рождества Христова до Крещения Господня, включали в себя и Васильев день.

Святки отмечались по всей России и считались молодёжным праздником. Они были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, запретами, гаданиями. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, обезопасить себя от нечистой силы. Самым ярким обрядовым действием было колядование, представляющее собой театрализованное действие, сопровождающееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник. В рождественский сочельник на деревенских улицах около каждого дома жгли костры, устраивали святочные трапезы. В это время проходили смотры невест, то есть показ девушек брачного возраста в преддверии следующего за святками месяца сватовства и свадеб.

В эти дни повсеместно ходили ряженые — переодетые в разные костюмы люди. Эта древняя традиция сохраняется в некоторых сёлах до сих пор. Ряженые переодевались в костюмы животных: медведя, волка, лисы. Переодевались в представителей чужой крестьянам среды: в барина и барыню, в фельдшера, цыгана, татарина и т.д. Они носили странные, диковатые костюмы. Обязательно была маска, личина, харя. Она изготавливалась из бересты, кожи, бумаги. Ряженые пугали людей, показывали небольшие сценки с плясками, песнями. Были и довольно грубые шутки.

И почти в каждой избе гадали. В русской традиции гадание всегда было приурочено к переломным датам народного календаря. Желание узнать будущее объясняется тем, что Новый год как бы открывает всякие заслоны, запреты. И первые его дни определяют судьбы людей. Гадали в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика петуха. В гаданиях использовались многие предметы — хлеб, кольца, платки, венки, блюда и так далее. Девушки гадали на «суженого», будущего супруга, на богатство, на замужество… Однако гадания считались делом греховным, после которого требовалось очищение святой водой, исповедь и причастие.

Не тот символ

Но не всегда Новый год был в нашей стране праздником, одобряемым властями. Ёлка — привычный для нас атрибут этих торжеств в 20-х — начале 30-х годов была в СССР под запретом. Новой властью она воспринималась, прежде всего, как символ Рождества. И только с 1935 года новогодние традиции были восстановлены.

Подготовка к празднику для советского человека начиналась за несколько месяцев до 31 декабря. Достать в магазинах дефицитную колбасу, майонез и зеленый горошек - задача не из легких. Поэтому закупаться нужно было заранее. Кстати, 1 января долгое время оставалось рабочим днем. А каждый ребенок мечтал попасть Новогоднюю сначала в Колонном доме советов, а затем в Кремле. Для этого родителям нужно было приложить неимоверные усилия, чтобы достать билет, а затем сшить костюмы своим снежинкам и зайчикам. А еще каждый год профком предоставлял малышам сладкие подарки с конфертами, яблоками и грецкими орехами. После войны, когда страна потихоньку стала вставать на ноги, новогодние елки украшали самодельными бумажными снежинками и фонариками. Выпуск настоящих игрушек наладили только к концу 1960-х.

В древности жизнь любого народа была строго подчинена циклам. Имели значение не столько конкретные даты, сколько смены сезонов и ежегодно повторяющиеся события, которые знаменовали окончание определенного периода и начало следующего. Поэтому, говоря о том, когда и как Новый Год праздновали на Руси, не имеет особого смысла упоминать конкретные даты. Исследователям доподлинно не известно, каким образом было принято отмечать это событие в дохристианские времена (отдельные упоминания об этом встречаются только в источниках иностранных авторов), но, так как с воцарением власти церкви языческие традиции не исчезли, отдельные обычаи были зафиксированы в летописях и других документах.

Как Новый Год праздновали на Руси до христианства

Существует мнение, что славяне отмечали приход Нового года 22 марта, то есть в день Этот праздник был посвящен окончанию зимы и пробуждению природы. В этот день пекли блины (они символизировали солнце) и сжигали чучело Масленицы, устраивали народные гуляния и различные ритуальные игры, ходили друг к другу в гости.

Позже такие праздники, как Масленица и Новый Год, были разделены. Это произошло из-за принятия христианства.

Коляда: традиции

Но у всех народов Европы (в том числе и у восточных славян) существовал еще один праздник, от которого и произошли современные новогодние каникулы. Он начинался в двадцатых числах декабря (на солнцеворот) и продолжался 12 дней. В Скандинавии его называли Йоль, а на Руси - Коляда. Этот праздник знаменовал собой не смену сезонов, а рождение нового Солнца (поскольку как раз с этого момента световой день начинал удлиняться). Символом бога Коляды была звезда, которую носили с собой ряженые.

В честь Коляды водили хороводы (что символизировало движение солнца по небу), жгли костры (считалось, что в эти дни умершие предки приходят к ним погреться). Традиции Нового Года на Руси тесно связаны с традициями Коляды. Впоследствии к ним добавились и рождественские обычаи, причем все они вполне мирно уживались.

Ритуальные блюда

Понятие нового солнца ассоциировалось с новой жизнью и плодородием. У восточных плодородия (а значит, и домашнего скота) был Велес. Именно в его честь на Коляду было принято готовить каравай (изначально - коровай, ритуальный хлеб, заменяющий жертвенного теленка) и козули - коз, овец и домашней птицы.

В праздновали с размахом: главным блюдом на столе был поросенок. На его внутренностях гадали на то, какой будет зима и чего ждать от нового года. Не обходилось и без кутьи - сборной каши, главным компонентом которой было пшеничное зерно, - и узвара (взвара) - компота из высушенных ягод. Само собой, не каждая семья могла позволить себе поросенка, но кутья считалась непременным атрибутом трапезы (славяне были в первую очередь земледельцами). Накануне Коляды также варили пиво, пекли пироги с различными начинками. Обильная совместная трапеза считалась залогом плодородия и достатка в будущем году.

Обряды

История праздника Новый Год всегда была тесно связана с чудесами - как радостными, так и страшными. После Коляду сменили Святки. Появилось понятие Рождества и Васильева Дня (1 января), но сами традиции остались те же.

Первые шесть считались святыми, а следующие шесть - страшными. Люди верили, что после Васильева дня из нижнего мира приходит всякая нечисть и невозбранно бродит по земле. Ее нужно либо задабривать, либо отгонять. Задабривали злых духов кашей, горшки с которой выставляли под дверь, а изгоняли - кострами и шумными гуляньями с обрядовыми песнями - колядками. Дети и взрослые надевали берестяные маски и шубы мехом наружу и ходили от дома к дому, желая хозяевам счастья и богатства и рассыпая зерно. Хозяева должны были угостить ряженых пирогами или печеньем - козулями.

Гадания

«Зимний» Новый Год в Древней Руси был праздником возрождения солнца, поэтому встречать его нужно было во всем новом и чистом. Люди надевали еще неношенное платье, подметали избы, проводили очистительные ритуалы, заговаривали скот. Обязательной составляющей праздника были гадания. Они сохранились до наших дней, хотя церковь всеми силами боролась с ними. Женщины гадали на воске, зеркалах, нитках, внутренностях животных, снах, тенях, картах, луковицах и кольцах. Во все времена их интересовали одни и те же вещи: богатство, счастье, урожай, перспективы замужества в будущем году. Как правило, гадания устраивались в бане, которая со времен язычества считалась сакральным местом.

Как Новый Год праздновали на Руси в период раннего христианства

Таким образом, к моменту принятия новой веры в 988 году отмечали два масштабных торжества - Масленицу и Коляду, каждое из которых можно было отождествить с Новым Годом. Но в первом случае Новый Год связывался с концом зимы и началом сельскохозяйственных работ, а во втором - с возвращением солнца на землю и победой над злыми силами. Какой праздник был главнее, сказать сложно.

С 10 века история праздника Новый Год постоянно испытывала влияние церкви. С приходом христианства его стали отмечать 1 марта, как было принято в Римской Империи. Оттуда же были заимствованы названия месяцев и летоисчисление (от сотворения мира). Смещение дат оказалось не таким уж сильным, и нововведение было воспринято без сопротивления. Масленичные традиции, такие как хождение в гости на блины, потешные бои и различные состязания, сжигание чучела Зимы, сохранялись.

Церковный Новый Год: 1 сентября

Шли годы, распалась Киевская Русь. Новый Год по-прежнему отмечался 1 марта. Но все изменил Никейский Собор: в 14 веке празднование Нового Года (новолетия) было перенесено на 1 сентября. В 15 веке Иоанн III повелел считать этот день началом и гражданского, и церковного года. Изменение даты было связано с укреплением позиции русского государства и повышением престижа местной православной церкви. Согласно библейской легенде, Бог сотворил мир в сентябре. В странах с более мягким климатом в этом месяце заканчивались сельскохозяйственные работы, и наступал период «отдохновения от житейских забот», но на Руси дело обстояло по-другому. Впрочем, церковных иерархов это мало заботило. 1 сентября, в день Симеона Столпника, собирались налоги и выплачивались оброки. Можно было подавать челобитные царю. В церквях проводились праздничные службы, в столице царь обращался к народу. Вечером семьи собирались за трапезой, угощались медовухой и пивом. Осенний Новый Год в допетровской Руси праздновали столь же охотно, как и Святки, и Масленицу.

Петровские преобразования

Между прочим, церковный Новый Год до сих пор отмечается 1 сентября, хотя не все верующие об этом знают. А вот дата гражданского опять поменялась благодаря Петру, который в своих реформах ориентировался не только на Западную Европу, но и на балканских славян. Все они праздновали Новый Год зимой.

Петр также ввел «прогрессивное» летоисчисление - от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Наступление 1 января 1700 года в городах отмечали уже по-европейски - с установкой праздничного хвойного дерева, украшением домов, фейерверками и пальбой из пушек, подарками и парадами. Праздник стал светским.

Примерно так же,как Новый Год праздновали на Руси, отмечают его и сейчас. Конечно, позабылись многие обряды и значение тех или иных действий, но в целом традиции оказались очень живучи, и неудивительно, ведь во время темной и долгой зимы люди испытывают повышенную потребность в веселом и шумном празднике.

Отмечание этого волшебного зимнего праздника на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Раньше наши предки–язычники встречали Новый год в сентябре, а еще более далекие предки – охотники и кочевники – отмечали праздник весной, как только появлялась первая листва.

Большинство христианских стран совмещают празднование Нового года и Рождества, но в России отмечают оба праздника. Причина заключается в том, что зачастую Новый год отмечали еще и «на зимний солнцеворот». Во время зимнего солнцестояния праздновали возвращение Ярилы - бога плодородия.

В 1700 году Петром Первым был введен новый календарь и создан указ «О праздновании Нового года» от 7208 года от Сотворения Мира, где говорилось о том, что запрещено отмечать праздник 1 сентября.

На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после «благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И «чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года. В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи». В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах «учинить трижды стрельбу» из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы»

Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.


В честь праздника проводили торжественные молебны с колокольным звоном, стреляли из ружей и пушек, а вечером в небе зажигались невиданные прежде разноцветные огни фейерверка. Люди веселились, танцевали и пели, дарили подарки и поздравляли друг друга. Петр I всегда следил за тем, чтобы этот праздник не уступал европейским странам. Так как он был решительным человеком, то одним махом разрешил календарные проблемы.

К началу царствования Петра Великого в России шел 7207 год от Сотворения Мира, а в Европе - 1699 от Рождества Христова. Это различие во времени являлось весомым препятствием развития межгосударственных отношений. Указ «О праздновании Нового года» заменил его на европейский и закрепил дату празднования в календаре.

Вот так и начали отмечать Новый год – с салютами, красивыми елочными игрушками, зимними гуляниями, блинами и медовухой. Народ веселился от души – взрослые и дети с удовольствием катались на санках и коньках, играли в снежки и лепили снежных баб.

Все о Деде Морозе

Как гласит легенда, "прадедом" Деда Мороза был герой русских народных сказок - Морозко. Морозко уважали потому, что он был властелином погоды, мороза и зимы. Сначала его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с очень длинной бородой и крутым нравом. С ноября по март Дед Трескун был хозяином на земле.

Он был женат на злой особе – Зиме. И даже солнце их боялось! Деда Мороза или Деда Трескуна сравнивали с самым холодным месяцем в году – январем, но спустя какое-то время представление о Морозе изменилось. Грозный Трескун превратился в могучего, доброго и справедливого деда.


Где же живет русский Дед Мороз? Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, ведь есть большое количество всевозможных версий. Кто-то говорит, что Дед Мороз родился на Северном полюсе, другие утверждают, что добродушный старик родом из Лапландии. По официальной государственной версии Дедушка Мороз живет и работает в красивейшем месте - в Великом Устюге, а его владения расположены в лесном массиве в 11 км от города. На территории вотчины находятся скульптурные композиции героев сказок и дом Деда Мороза, где также работают офис, мастерские, почта, музей и сувенирная лавка.


Посмотреть на зимнего волшебника можно в конце декабря. Ежегодно в это время Дед Мороз покидает свою лесную резиденцию, чтобы приступить к открытию новогодних торжеств и радовать взрослых и детишек подарками.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Женский портал - GoldMon