Женский портал - GoldMon

Введение 2

Сущность, методы и этапы самовоспитания 3

От самопознания к самовоспитанию 6

Этапы самовоспитания 8

Заключение 10

Список литературы 12

Введение

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно, прежде всего, с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.

Сущность, методы и этапы самовоспитания

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: "Не плачь - ты мужчина", "Не пачкайся - ведь ты девочка" и т.п., т.е. ребенок получает эталоны "хорошего - плохого". И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Основные труды по проблемам самовоспитания

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием ” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т.д.

В книге “Воспитай себя ” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.

Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя ” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера ”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дейла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей ”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.

Петрова Алла Станиславовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры кадрового и моральнопсихологического обеспечения деятельности ОВД, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. ТюменьА[email protected]

Духовнонравственноесамовоспитаниекак необходимый фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел

на этапе реформированияМВД России

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы духовнонравственногосамовоспитания сотрудника органов внутренних дел, что способствует повышению эффективности профессиональной деятельности. С процессом духовнонравственногосамовоспитания сотрудника органов внутренних делсвязана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, моральнопсихологических и боевых качеств, выработка устойчивости к негативным явлениям, проявляющимся в обществе.Ключевые слова:сотрудник,органы внутренних дел, духовнонравственное развитие, методы, самовоспитание.

Непременнымусловиемформирования личности каждого сотрудника органоввнутренних дел является работа над собой. Постоянное усложнение решаемых задач, расширение профессиональных обязанностей требуют от сотрудника целенаправленного совершенствования своей личности, профессиональных знаний и навыков деятельности,самостоятельного совершенствования духовнонравственной сферы. Духовнонравственное формированиеи развитие личности происходит поддействием различных факторов объективного и субъективногопорядка. При этом роль субъективного фактора в переходныепериоды истории закономерно возрастает. Это означает, что в процессе подготовки сотрудников органов внутренних делв современных условиях возрастает роль ихличных усилий в духовнонравственном развитии. Не умаляя значения моральнопсихологической подготовки личного состава органов внутренних дели всех форм воспитательной работы, необходимо отметить, что в силу объективных обстоятельств,обусловленных преобразованиями, происходящими вобществе, основой духовнонравственного воспитаниясотрудника становится его самовоспитание. Высокоморальным сотрудник органов внутренних делстановится не по принуждению, а повнутреннему убеждению, которое вырабатывается самостоятельно. Духовнонравственное развитие только тогда может быть эффективным, когда преобладает принцип: «Я долженвоспитать себя сам». И, напротив, нельзя ждать успехов там, гдедействуют только по принципу: «Меня должны учить и воспитывать».Духовнонравственноесамовоспитание способствует повышению эффективностидеятельности каждого сотрудника органов внутренних дел. С ним связана оптимизация процессов формированиявысоких профессиональных, моральнопсихологических и боевых качеств, выработка устойчивости к негативным явлениям, проявляющимся в обществе. Оно вызывает потребность к всестороннему развитию личности сотрудника, придаетцелеустремленность, активность, позволяет наиболее рационально преодолевать тяготы службы и быта. В образовательных организациях системы МВД России процесс самовоспитанияобучающихся обязательно сказывается на показателях успеваемости и соблюдении законности и дисциплины.При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивнаяличностьбез устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способнаяк трудностямслужбыв органах внутренних дел. Духовнонравственноесамовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональноеи волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, уменияпредвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.Духовнонравственноесамовоспитание обучающихся в образовательных организациях системы МВД России входит в общий процесс воспитания всехчленов общества, но при этом оно обладает некоторымиособенностями, обусловленными характером и задачами службыв органах внутренних дел. К числу таких особенностейможно отнести то, что наряду с развитием общих личностныхкачеств, оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. В процессе самовоспитания сотрудник усваивает основныеположения и принципы общечеловеческой морали и их проявление вдеятельности сотрудника; превращает эти знания в социально значимые потребности, придает им личностный смысл,уверенность в их истинности и жизненной необходимости;реализует моральные знания и убеждения наобучении,службе ивбыту.Между процессами духовнонравственного самовоспитания и духовнонравственного воспитания существует диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собойкак внешнее и внутреннее. Воспитание одно из важнейшихусловий, в которых происходит процесс формирования личностисотрудника. Условия, как известно, играют большую роль влюбом процессе, но источником развития являются,все же,внутренниепротиворечия. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества личности, но толькочерез внутреннее (самовоспитание). Действенноевоспитание никогда не может быть отделено от самовоспитания, аобучение от самообразования. Впроцессе самопознания и духовнонравственного самовоспитания сотрудник использует многочисленные методы и приемы. Теоретически стройной системы таких методов и приемов несоздано, а практика самопознания и самовоспитания настолькоиндивидуальна, что можно сказать: сколько людей, столько исистем; каждый осознает и воспитывает себя посвоему. Учитывая это, рассмотримнекоторые, наиболее важныеметодысамопознания идуховнонравственного самовоспитания сотрудниковорганов внутренних дел.К числу таких методов относится,прежде всего,самонаблюдение. Самонаблюдение носит преднамеренный, целенаправленный характеривключает в себя определенный замысел и системуприемов, но все же это только восприятие личностью самой себя,чувственная опора для абстрактнологического мышления о себе. Данные самонаблюдения это лишь эмпирическийматериалиодин из начальныхмоментов самопознания. Результаты самонаблюдения необходимыдля практических действий по самовоспитанию, а не являютсясамоцелью. Превращение самонаблюдения в самоцель выливается в бесплодное и вредное «самокопание».В определенный момент самонаблюдение принимает форму самоконтроля. Следует отметить, что самоконтролирование необходимо распространять на всю духовную и практическую деятельность сотрудниковорганов внутренних делна службе и в быту. При этом эффективность самоконтролявозрастает вместе с ростом надежности самонаблюдения.Когда всвоем развитии самонаблюдение достигает этапа осмысления результатов, тогда оноиперерастает во вторую логическую ступень самопознания. Дальнейшее углубление знанийсотрудника о себе, проникновение им в собственную духовнуюсущность связано с применением всего арсенала познавательныхметодов.В частности, в практике самопознания и самовоспитаниясотрудниковорганов внутренних делшироко применяется самоанализ. Научныйподход к самоанализу требует, чтобы объектом его были главным образом конкретные поступки, действия, отношения, а непереживания. Ибо ориентиром истинности самоанализа являются результаты профессиональной деятельности. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, т.е. анализом только своих отрицательных или только положительных черт. Анализу должны подлежать все стороныпрофессиональной деятельности, а,завершая определенный этапанализа, надо сделать из него правильные выводы, поставитьзадачи и их реализовать. Излишне глубокий самоанализ мелочей не приносит пользыи если сотрудникорганов внутренних делпереоценивает себя, тоон обычно перестает работать над собой, анедооценка своихсил, возможностей порождает неверие в успех и также можетповлечь прекращение самовоспитания. Без верного отношения ксобственной личности не может быть эффективного духовнонравственного самовоспитания и успехов ни в обучении, ни в службе.Адекватность самооценки свидетельствует о достаточно высоком уровнезрелости сотрудника органов внутренних дел, определяет веру его в себя, достоинство,меру активности. На основе такой самооценки осуществляетсяоптимальное саморегулирование поведения и деятельности всистеме межличностных отношений, в служебном коллективеиобществе в целом. В процессе духовнонравственного самовоспитания сотрудника органов внутренних делприменимметод самопринуждения, направленныйнапринуждение себя совершать определенные действия. При этомочень важно учитывать, что ценность и действенность самопринуждения повышается, когда оно вызывается внутренними побуждениями. Наибольшего усилия воли требуетситуация, когда сотрудникпобуждает себя к действию, которое ему«не по душе». Одной из форм самопринуждения выступает осознанное подчинение себя другому лицу (начальнику, коллеге) илиобстоятельствам службы. Выполнение уставных положений, наставлений по службе, соблюдение всех требований служебной дисциплины это тоже нравственное самовоспитание, котороепроисходит пороюс трудомипротиворечиво.Средством борьбы с вредными привычками, умениемсотрудника к выживанию в экстремальных условиях деятельности выступает самообладание. Самообладание этоспособность мобилизовать свои духовные и физические силы в минуты опасности, подавлять всебе страх, отрицательные чувства, сохранятьясность умаи силуволи. Самообладание характеризуется наличием моральных чувств высшего порядка (любовь к Родине, вера в правоту своего дела и т.п.),умениемориентироваться в сложной обстановке; наличием сильной воли.Анализдеятельности сотрудников органов внутренних делпоказывает, что проявления героизма и самопожертвования связаны именно с самообладанием. Самообладание обычно проявляется во внутреннемспокойствии. Это спокойствие, хладнокровие легче достигаетсярассудительным человеком, привыкшим взвешивать и обдумывать, чем импульсивным, у которого побуждение к действиюнепосредственно переходит в исполнение. Исполнение профессиональных обязанностей сотрудникамиорганов внутренних на современном этапе требуетзачастую не меньшего самообладания, чем на войне,и развиватьэто качество в себе должен каждый сотрудник.Требование соблюдениядисциплины и законности сотрудниками органов внутренних делобщеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превратить дисциплинув самодисциплину. Самодисциплина это высшая форма дисциплины сотрудника, основанная на глубоко осознанной необходимости всегда и во всем действовать в строгом соответствии стребованиями службы. Это полный контроль над самим собой винтересах дела, которому служишь. Самодисциплина охватывает не только вопросы, связанные со службой, но и все вопросы жизни сотрудника.Одним из важнейших методов самовоспитания сотрудника органов внутренних делявляется самокритика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечениюуспехов в деле. Велика роль самокритики в сфереморали, нравственных отношений. В жизнедеятельности сотрудника «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противоречий между ними и служит самокритика, безнее немыслимо сознательное духовнонравственное совершенствованиеличности сотрудника.Важнейшее требование действенности самокритики это учет собственного достоинства, ибо подлинный смысл применения этогометода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цельсамокритики не самоуничтожение, а утверждение себя.Условия службы и обстоятельства жизни требуют и такихметодов самовоспитания, как самоограничение и самоотказ, самообязательство и др. Самообязательство, вчастности, широкоприменяется в процессеобучения, в ходе подготовки к занятиям, зачетам, экзаменам ит.д. Высшей степенью обязательства и самообязательства является принятие присяги. Произнося торжественную клятву,сотрудникорганов внутренних делберет на себя высокие обязанности защитника интеpecовРодины и граждан страны. Требованияприсяги необходимо использовать в качестве побудителя самовоспитания не только для лиц впервые принятых на службу в органы внутренних дел, но и опытных сотрудников органов внутренних дел.Положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может повлечь за собой у сотрудника различные эмоциональные реакции, но надо найти в себе силы сохранить бодрость итвердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно можетбыть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).Часто для развития положительных качеств сотрудники составляют личные правила самовоспитания. Такие правила могутносить характер девиза. Нередко личный план вырастает в программу самовоспитания, в которой ставятся конкретныезадачи нравственного самовоспитания на определенный период.В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, сотрудник напоминает себе, что выполнение этого задания должно служитьразвитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяетподходы, правила и соответствующие действия при выполнениислужебной задачи. Самонапоминание можетпри этом перерастатьв самоинструктирование, в детальное «проигрывание» предстоящей деятельности и способов ее осуществления.Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иныхдействий, у сотрудника может появиться сомнение в их целесообразности. Здесьвозникает потребность в самоубеждении. В процессе самоубеждения приводятся различные аргументы,подкрепляющие целесообразность предварительного решения, итолько после этого начинается его выполнение. В целом, необходимо отметить, что методы духовнонравственного воспитания охватывают все духовные и физические проявлениясотрудника органов внутренних дел

Воспитание - это целенаправленная помощь в развитии характера и положительных качеств личности, способностей и привычек. Такие качества определяются прежде всего отношением человека к Другому, к обществу, ко всем реалиям окружающего мира, к науке и процессу познания. Это отношение закрепляется в сознании в виде убеждений и в подсознании - в привычных формах поведения, устойчивой эмоционально-волевой позиции. Но закрепляется только в том случае, если человек устойчив в своих предпочтениях, и тогда они воплощаются в личностных качествах.

Воспитание требует особого уклада жизни и деятельности в мире соответствующих ценностей, особой организации всей системы взаимоотношений с окружающим миром, что, в свою очередь, связано с пониманием значения проблем нравственности и духовной культуры.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность самого человека, предусматривающая познание и развитие, формирование и совершенствование в себе положительных личностных качеств и преодоление отрицательных, овладение умением гармонизировать свой внутренний мир и отношения с окружающими.

Из всего многообразия воспитательных подходов для высшего медицинского образования наиболее значимы личностно ориентированный и философско -антропологический подходы.

Для уяснения их особенностей сопоставим личностно ориентированный подход с традиционным. Использование в педагогической деятельности и того и другого предполагает учет индивидуальных особенностей студентов. При личностно ориентированном подходе главной целью является развитие личности студента, а при традиционном реализуется другая целевая установка - обретение студентом социального опыта, определенных знаний, умений и навыков, обозначенных в типовых программах и обязательных для усвоения.

Выбор первого подхода обусловлен стремлением содействовать проявлению и развитию в человеке индивидуального, а выбор второго - социализацией, опорой на типичное без учета личностных особенностей. В этом и заключается принципиально важное отличие двух подходов.

Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода была идея К. Д. Ушинского о взаимосвязи педагогики как науки о воспитании с целым комплексом наук о человеке и опоре педагогов на эти знания при проведении воспитательной работы. Выделим наиболее важные положения этого подхода, значимые для практики медицинских вузов:

    способность человека к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, используемая в качестве средства и механизма подготовки студента-медика;

    способность к диалогическому взаимодействию;

    воспитание и самовоспитание, обучение и учение как способы бытия субъектов воспитательного процесса, требующие адекватных методов, средств, форм воспитания;

    утверждение ценностно-смыслового равенства участников воспитательного процесса, диалогический стиль общения и взаимодействия по типу «субъект-субъект».

Приведем несколько наиболее близких нашему пониманию определений понятия «воспитание», которые даются в рамках философско-антропологического подхода.

Воспитание - это способ бытия человека, один из модусов, когда человек посредством собственных усилий, энергии, потребностей в диалоге с культурой (как условии бытия) самоосуществляется, реализуется, актуализируя свои природные задатки.

Воспитание - это не просто подготовка студентов к жизни, а сама их жизнь во всей ее полноте и многообразии.

Философско-антропологический подход обусловливает новый способ педагогического мышления, ориентированный на такие категории бытия (онтологические), как жизнь, смысл, любовь, стыд, милосердие, радость, печаль, смерть, но не на категории познания (гностические). Строй подобного мышления и практика воспитания направлены на сбережение, сохранение, выражение бытия, на оказание помощи развивающейся личности в том, как достичь согласия с собой, как прожить жизнь, реализуя свое главное предназначение.

Данный подход выдвигает следующие принципы воспитания:

    единство образовательного и воспитательного процессов;

    профессиональность и деонтологическая направленность;

    помощь и поддержка, сотрудничество;

    психологическая безопасность.

Достоинством философско-антропологического подхода для практики воспитания является его особое внимание к формированию в человеке человеческого, основанное:

    на уяснении и усвоении сущности родовых характеристик человеческого бытия - духовности, нравственности, творчества, без чего невозможна врачебная деятельность;

    ориентации на самопознание, личностный рост, продуктивные отношения, а не на тренировку определенных свойств в искусственно создаваемых ситуациях;

Использовании таких действенных модусов, как общение, понимание, диалог, сострадание, сопереживание, любовь, стыд, разочарование и т.д.

Все эти проявления и качества реализуются на практических занятиях, а в дальнейшем на этапах обследования и лечения пациентов.

Таким образом, метод воспитания становится способом события воспитателя и воспитанника, в котором достигается взаимное влияние и изменение обоих участников процесса.

Подобные идеи близки педагогическим размышлениям Л. Н.Толстого. «Воспитание представляется сложным и трудным делом до тех пор, - считал он, - пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей».

Следует особо остановиться на характере употребления и значении отдельных, важных для описания сути педагогического процесса, психологических понятий.

Усвоение - психологический процесс, благодаря которому человек присваивает знания и общественно-исторический опыт, накопленный поколениями: «Усвоение - процесс воспроизведения человеком исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности».

Процесс усвоения начинается с момента рождения человека и осуществляется разнообразными путями и в многообразных формах в течение всей жизни, являясь основой развития его психики и поведения.

В настоящее время исторически сложились основные формы усвоения - непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная форма, игровая, учебная, общественно полезная и собственно трудовая деятельности. Этой последовательности соответствуют основные возрастные периоды жизни человека. После усвоения объективные сведения превращаются в субъективные навыки, знания, умения, убеждения.

Освоение - это синоним термина «усвоение», применяемый в тех случаях, когда речь идет об усвоении манипулятивных или деятельностных элементов объективного опыта человечества - операций, действий, форм деятельности. Управляемое усвоение - целенаправленное усвоение, осуществляемое, например, студентом под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (группы преподавателей).

САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ.

Предмет: Основы этики и психологии семейной жизни.

Класс: 10.

Урок провел: преподаватель Капустин Р.И.

Цель: показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Актуализация знаний.

1. Что такое характер? Для чего нужно знать характер человека? Что такое бесхарактерность?

2. Какие черты характера отображают направленность личности?

3. Какие черты характера относятся к волевым?

4. Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? Можно ли в себе воспитывать новые черты характера?

5.Что такое темперамент? Виды темперамента?

6. Рассказать про положительные и отрицательные черты холерика и сангвиник.

7. Рассказать про положительные и отрицательные черты флегматика и меланхолика.

8. Нужно ли учитывать черты темперамента при межличностном общении? Почему?

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

Личность и самовоспитание

Время, в которое мы живем и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании - значит отстать от времени, быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.

Особенно остро вопросы самосовершенствования встают перед юношами и девушками, оканчивающими школу или другое среднее учебное заведение и решающими для себя, как жить дальше, какие качества необходимы для будущей жизни, достаточно ли развиты способности для выбранной профессиональной деятельности, как построить будущую семью и пр.

На предыдущих занятиях мы с вами рассмотрели необходимость в потребности размышлять о себе, осознать свои личностные качества. Вы ознакомились с видами темпераментов, положительными и отрицательными чертами характера, зависимостью развития уровней способностей от направленности личности, проанализировали, что хотелось бы изменить в себе. Необходима ежедневная потребность изменять, совершенствовать свой характер, работать над собой, развивать свои личностные и интеллектуальные качества личности.

Без сформированной потребности в самовоспитании, в саморазвитии невозможно правильное формирование личности, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Конечно, потребность так быстро не формируется, и необходимо, во-первых, постоянно самостоятельно возвращаться к проблеме самовоспитания и саморазвития, ставить и выполнять посильные задачи, во-вторых, организовать и наладить совместно с окружающими вас взрослыми людьми (родителями, учителями, положительно направленными личностями) свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы лучше понять, познать самих себя.

Отвечающий за себя человек не вправе объяснять свои недостатки, свою низкую культуру тем, что его плохо воспитали, снимать с себя ответственность за это и взваливать ее на своих родителей и учителей. Необходимо самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Без него не обойтись тому, кто хочет принести своим близким счастье, кто хочет быть другом, добиться успехов в учении и труде, быть счастливым в семейной жизни.

Стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала , т. е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. Особенно остро проблема самовоспитания встает в раннем юношеском возрасте. Один из важнейших моментов становления личности в этом возрасте и основная предпосылка самовоспитания - формирование и развитие самосознания.

Самосознание - это осознание себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.

Важным элементом самосознания является самооценка личности . Самооценка может соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности (быть адекватной ), а может быть завышенной или заниженной (т. е. неадекватной ) . Возникает самооценка или из анализа результатов деятельности (например, если ученик быстро и легко решает задачи по математике, самостоятельно может усвоить любой материал по этому предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике), или из сравнения себя с окружающими людьми, с героями фильмов, книг.

Кроме того, самооценка может быть устойчивой и неустойчивой . Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе, однако если она неадекватна, то может приводить человека к конфликтам с окружающими или к конфликтам с самим собой. Также и неустойчивая самооценка не всегда плоха, если она связана с самокритичностью и не тормозит достижение человеком какой-то цели.

С самооценкой связан уровень притязаний (сложность задач, которые ставит перед собой человек). Сохраняет ли человек свои притязания при первых неудачах или сразу же стремится поставить себе задачу попроще, сохранив доступный успех? А если сейчас сложные задачи ему не по силам, то стремится ли он возвратиться к ним в будущем или в принципе отказывается от таких попыток? Непростые вопросы… И каждый рано или поздно должен ставить их перед собой.

Именно в ранней юности закладывается самоуважение - о бобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают старшеклассников окружающие их люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности.

Нужно в себе воспитывать уверенность и убежденность. Но, уверенность, никогда нельзя смешивать ее с самоуверенностью, самомнением. Это совершенно различные понятия. Уверенность основывается на знаниях и опыте, а самомнение - на тщеславии, отсутствии самокритичности и, нередко, на невежестве.

Характерной особенностью старшеклассников является их устремленность в будущее, что создает наиболее благоприятные, неповторимые условия для развития личности. Большая значимость мотивов, связанных с будущим, рождает стремление выйти за пределы окружающего, осмотреться, сориентироваться, самоопределиться.

Интерес юношества к собственной личности, к окружающим его людям, размышления о будущей профессии и будущей взрослой жизни, стремление решить вопрос не только «кем быть?», но и «каким быть?», «что значу я в этом мире?», «неужели я такой, как все?», «каков я?» - все это создает благоприятную почву для формирования способности к самовоспитанию. Способность к самовоспитанию тесно связана с другими особенностями личности, и прежде всего с направленностью, характером, уровнем интеллектуального и нравственного развития.

Для самовоспитания и саморазвития обычно составляется программа самовоспитания и саморазвития. Многие известные и знаменитые люди составляли для себя такие программы, которые потом превращались в их жизненные правила, кредо.

Так, например, Л. Н. Толстой в юношеские годы составил для себя программу самовоспитания в которой он определил для себя: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою…». «Важнее всего для меня в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности».

К. И. Чуковский в книге «Люди и книги» пишет о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А. П. Чехов, «чтобы выбросить из души все мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения».

Эта невидимая миру борьба с самим собой («вытравлял из себя раба») стоила ему больших душевных сил. В письме к своему брату Николаю А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, …нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…». В том же письме Антон Павлович пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди:

«… Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы … Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня . Не лгут они даже в пустяках . Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…

Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» …потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

Они воспитывают в себе эстетику …».

Говоря о программе самовоспитания, необходимо остановиться на самокритичности - способности видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать, осуждать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильную мысль, недочеты в поведении.

М. Пришвин очень тонко подметил , что если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

Развитие какого-то специального качества недостаточно для развития личности в целом. В школе нужно развивать, прежде всего, общие качества, которые могут пригодиться в любом деле, такие, как длительная концентрация внимания, способность целиком поглощаться работой, не задумываясь об оценке и награде за нее, умение вырабатывать полезные навыки (быстро, «не раскачиваясь», входить в работу, контролировать свои потребности и т. и.) и освобождаться от вредных.

При выработке желаемых качеств (усидчивости, внимательности и др.) надо уметь помогать своей воле, «подыгрывать» ей: превращать необходимую, но рутинную деятельность в упражнение по тренировке внимательности, награждать себя (хотя бы в воображении) за уклонение от дурной привычки (например, курения) другими привычными, но безопасными для здоровья удовольствиями, замещать вредную деятельность (то же курение), по крайней мере, нейтральной.

Существует множество психологических механизмов, которые можно использовать в работе над собой. Эта работа хотя и требует многих усилий, однако вполне доступна любому человеку, если он будет регулярно ею заниматься.

Одним из наиболее действенных методов самовоспитания является составление плана (программы) работы над собой . При этом следует,

во-первых, четко определить задачу самовоспитания,

во-вторых, конкретно определить, чего, когда и как вы хотите добиться,

в-третьих, обязательно выработать критерии, по которым судить об успехах и неудачах.

Бывают задачи, требующие для своего осуществления многих лет работы над собой. Но планирование собственной деятельности и собственной личности имеет смысл лишь при безусловном выполнении намеченного. Здесь необходим самоконтроль . Без достаточно развитого самоконтроля нельзя всерьез говорить о самовоспитании. При самовоспитании человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет наилучшие пути их разрешения, сам контролирует их исполнение.

Одной из форм контроля над своей деятельностью является личный дневник . Дневники ведутся с целью самопознания, и сам процесс писания таких дневников есть разговор с самим собой.

Выводы:

1. Сформированная потребность в самовоспитании поможет в будущем юноше и девушке создать счастливую семью.

2. Создание прочной семьи возможно лишь при условии, если молодые супруги ставят перед собой задачу активно «строить» свои взаимоотношения, добиваться взаимопонимания, работать над устранением собственных недостатков и терпимо относиться к недостаткам другого.

3. Одна из главных задач развития и упрочения семьи заключается во взаимном воспитании и самовоспитании.

  1. Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

1. Что такое самовоспитание и самосознание личности? От чего они зависят и для чего они нужны?

2. Какие критерии самооценки личности вы знаете, что они выражают?

3. Каковы характерные особенности старшеклассников в развитии? Какие качества надо развивать в школе?

4. Приведите примеры программ самовоспитания и самосовершенствования известных людей.

5. Кто относится к «воспитанным людям»? Какие качества присущи «воспитанным людям»?

6. Что такое совесть, самокритичность? Для чего они нужны?

7. Какие критерии должен включать в себя План (программа) работы над собой?

8. Для чего можно вести личный дневник? Как он может повлиять на создание в будущем счастливой семьи?

  1. Окончание урока.

Домашнее задание.

  1. Изучить и подготовить к пересказу материал по теме «Самовоспитание личности. Что значит быть воспитанным ».
  2. Найти в автобиографических книгах, СМИ и Интернете примеры из жизни известных людей в ведении личных дневников, влиянии их на самовоспитание и саморазвитие этих личностей.

Выставление и комментирование оценок, роспуск учащихся.


1.3. Нравственный идеал и самовоспитание.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:

· трудолюбие;

· творческое отношение к труду;

· высокая культура поведения.

В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:

работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.

1.4. От воспитания к самовоспитанию.

В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять “можно”:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять “хорошо”:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.

1.5. Как работать над собой.

А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой.

Как работать над собой.

1-й этап. Определи общественную цель и смысл своей жизни.

Мой нравственный идеал.

1. Девиз жизни.

2. Конечная цель моих стремлений и деятельности.

3. Что люблю в людях и что ненавижу.

4. Духовные ценности человека.

2-й этап. Познай самого себя.

Какой я есть.

1. Мои достоинства.

2. Мои недостатки.

3. Мои интересы и увлечения.

4. Цель моей жизни.

5. Отношение к учебе.

6. Отношение к труду.

7. Отношение к людям.

Объективная самооценка.

3-й этап. Определи программу самовоспитания.

Каким я должен стать.

1. Требование ко мне родителей и учителей.

2. Требования ко мне товарищей, коллектива.

3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания.

4-й этап. Создать свой образ жизни.

1. Распорядок дня.

2. Бережное отношение ко времени.

3. Гигиена труда и отдыха.

4. Правила жизни.

5-й этап. Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки.

Тренировки, упражнения.

1. Самообязательства.

2. Задания самому себе на день, неделю, месяц.

3. Самоубеждение.

4. Самопринуждение.

5. Самообладание.

6. Самоприказ.

6-й этап. Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.

Самоконтроль.

1. Самоанализ и самооценка

работы над собой.

2. Самопоощрение или самонаказание.

3. Совершенствование программы самовоспитания.

1.6. Идеал личности.

а) Человек

· гуманист

· демократ

· труженик

· интеллигент

· творческая личность

· оптимист

· борец за социальную справедливость

б) Качества мужчины

· привлекательность

· верность

· мужественность

· мастеровитость

· деликатность

· взаимопонимание

в) Качества гражданина

· коллективизм

· интернационализм

· патриотизм

· национальная честь и достоинство

· совесть

· мужество

· ответственность

г) Качество женщины

· обаятельность

· верность

· женственность

· хозяйственность

· уступчивость

· взаимопонимание

д) Черты специалиста

· профессиональная компетентность

· высокая работоспособность

· организованность и деловитость

· деловое сотрудничество и самодисциплина

· требовательность к себе и другим

· культура труда и бережливость

· потребность к самообразованию,

· в самосовершенствовании.

1.7. Материалы по самопознанию школьника.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя?

1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

Пути самопознания

1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.

3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:

· если критикует один - задумайтесь,

· если два - проанализируйте свое поведение,

· если три - переделывайте себя.

4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.

Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.


2. Специальная часть

Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.

Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории или какие нужно ввести дополнения, я посчитала нужным провести такие методики исследования как анкетирование и интервьюирование. По материалам, собранным в результате анкетирования я увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя интервью узнала, как классные руководители занимаются проблемой самовоспитания, ведется ли систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании.

Свое исследование я проводила в средней школе №3 г. Полярные Зори.

2.1. Интервью с классными руководителями

Классным руководителям были заданы следующие вопросы:

1. Ведется ли Вами систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании?

2. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого делается?

3. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?

4. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?

5. Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании?

После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы.

Некоторые классные руководители школы №3 города Полярные Зори недостаточно подготовлены по вопросам теории и методики руководства самовоспитанием учащихся, слабо ведется систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании и привитию соответствующих наыков поведения.

Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.

Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои программы по руководству процессом самовоспитания.

Так, например классный руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой следующие задачи:

1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность.

2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.

3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.

II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.

V этап – самоконтроль.

Богомолова О.А. считает, что нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались такие воспитательные беседы:

1. Что в человеке главное?

2. Что мы знаем о себе?

3. Кто добивается цели?

4. Сотвори себя сам.

5. Как создавать характер?

6. О привычках полезных и вредных.

7. Как преодолеть свои недостатки?

8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.

9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?

10. Что такое самовоспитание?

11. Можно ли изменить свой характер?

12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.

13. Как создавать характер?

14. Принципиальность и равнодушие.

15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

Старосек Н.И. работает учителем русского языка и литературы. На своих уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей, большое внимание уделяет методам их работы над собой. Например использует письма А.П. Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные Ушинским. Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с его программой самовоспитания.

Для повышения нравственного уровня учащихся классными руководителями организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям очень нравятся встречи с поэтами и учителя стараются приглашать их как можно чаще.

Организуются такие внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Колесо истории”, “Угадай мелодию”.

В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых ученики читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.

Все классные руководители единогласно считают, что индивидуальные беседы с учащимися играют большую роль, особенно тогда, когда у подростков появляется чувство недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность преодоления отрицательного в себе.

Собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании существуют почти у каждого классного руководителя. Например Кустова А.П. проводит со своими учениками диспуты на темы:

1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?

2. Подвиг – мгновение или жизнь?

3. В чем красота человека?

4. Кто оставляет добрый след в жизни?

5. Всякое ли дело может быть интересным?

6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?

7. Как стать интересным человеком?

8. Какого человека можно назвать красивым?

9. Хочу и надо.

10. Имеет ли человек право жить с недостатками?

11. В человеке все должно быть прекрасно.

Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.

На мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как требуют определенного уровня самосознания и предварительной подготовки.

Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.

Вопросы могут быть такого характера:

1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.

2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?

4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?

5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?

6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?

Богомолова О.А. практикует так называемые самохарактеристики и дает учащимся схему самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:

1. Твой внешний вид.

2. Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты мечтаешь?).

3. Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается лучше, какие книги ты читаешь?).

4. Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в семье?).

5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?).

Одним из средств является составление планов работы над собой и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания.

Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

Учительница Кустова А.П. после диспута “В человеке все должно быть прекрасно”, в ходе которого стало ясно, что грубость несовместима с уважением к себе, совместно с ребятами наметила следующие пути искоренения этой отрицательной черты характера:

1. Бросить жаргонные слова.

2. Быть вежливым и внимательным друг к другу.

3. Приучить себя к хорошим манерам.

4. В общественных местах разговаривать не повышая голоса.

5. Всегда помнить, что вокруг нас люди и владеть “волшебными” словами; мы и сами можем стать волшебниками среди людей.

6. Всегда здороваться и быть внимательными к окружающим, знакомым и друзьям

7. Стараться всегда и везде проявлять высокую дисциплинированность.

Классный руководитель должен помочь детям решить, каких результатов необходимо добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и составлена программа работы над собой, необходима организация упражнений для развития определенных качеств личности.

Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными приемами самовоспитания.

Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако, по моему мнению, коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства, взятые индивидуально.

Учитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.

Молодые классные руководители, имеющие небольшой опыт работы, используют схему самоанализа, предложенную В.Б. Бондаревским:

1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек общительный? Не забывай, что общительный человек легко устанавливает контакты с людьми, вносит оживление в любую скучную кампанию, всегда предпочитает общество, не любит оставаться один.

2. Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без труда охарактеризовать деловые и личные качества товарищей по классу. Придумай несколько сложных, но типичных ситуаций и попытайся представить, как поведет себя в них каждый ученик твоего класса, твои товарищи и друзья, ты сам.

После интервью с классными руководителями я сделала для себя выводы, что в школе №3 города Полярные Зори проблемам самовоспитания уделяется большое внимание. Учителя разрабатывают свои программы организации самовоспитания, проводят всевозможные мероприятия. Они стараются научить ребят сдерживать себя, контролировать свои чувства, ставить конкретные задачи по преодолению отрицательных черт и развитию положительных.

2.2. Анкетирование

Чтобы убедиться в эффективности работы, которую проводят классные руководители я провела анкетирование в 9“А” классе школы №3 города Полярные Зори. Анкетирование помогло мне увидеть уровень самовоспитания у этих ребят.

Анализ анкет, которые были предложены учащимся 9 класса свидетельствуют о том, что старшие подростки стараются серьезнее всматриваться в себя, склонны более критично относиться к своим недостаткам. И главная заслуга этого, на мой взгляд, - систематическая работа классного руководителя по формированию потребности в самовоспитании.

Анкета

1. За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?

2. Какие положительные качества ты стремишься у себя выработать в настоящее время?

3. Какие недостатки доставляют тебе наибольшие неприятности?

4. Как ты стремишься их преодолеть?

5. В какой области ты хотел бы овладеть умениями и навыками работы над собой?

Анализ анкет

Анализ результатов анкет, которые были предложены учащимся позволяет сделать некоторые выводы.

На вопрос: “За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?” были получены следующие ответы:

1. За верность в дружбе, доброту;

2. За чувство юмора;

3. За активность;

4. За честность;

5. За целеустремленность.

Положительные качества, которые ребята хотели бы выработать это:

1. Силу воли;

2. Усидчивость;

3. Храбрость;

5. Трудолюбие;

6. Стойкость.

7. “Хочу стать более серьезным”;

8. “Желание понять товарищей и поддержать в трудную минуту”.

Ребята называют такие недостатки, которые доставляют наибольшие неприятности:

2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;

3. Доверчивость;

4. Неустойчивость характера;

5. Вспыльчивость;

6. Упрямство.

Но есть ответы: “никакие”, “не знаю”.

На вопрос “Как ты стремишься их преодолеть?” некоторые ребята ответили, что развивают в себе силу воли, стараются преодолеть трудности, больше работать над собой, больше общаться с людьми. Но, к сожалению, большая часть ребят ответила, что “не знают, как это сделать”, “никак”, “как нибудь”.

Эти данные показывают что все ученики стараются анализировать свой характер, свою деятетельность, поведение. Но, на мой взгляд, некоторые учащиеся преувеличивают свои недостатки и приходят к ложному выводу о своей неспособности ни к чему. Таким ребятам следует объяснить, что только при правильной оценке качеств и свойств своей личности, при наличии веры в свои силы можно составить реальную программу самовоспитания, развить свои способности, искоренить недостатки.

Ребят в первую очередь необходимо учить наблюдать за собой, объективному анализу своей деятельности.

А в остальном, без сомнения, видна кропотливая работа классного руководителя. Дети осознают потребность в самовоспитании, понимают, что человек сам создает себя, сам творец своего характера.


Заключение

Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.

Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.


Список используемой литературы

1. Дэйл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”, Ленинград, 1992

2. Кочетов А.И. “Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк., 1986

3. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982

4. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания школьников”, Мн., Нар. асвета, 1990

5. Кочетов А.И. “Личность воспитывает себя”, М., Политиздат, 1983

6. Орлов Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М., Просвещение, 1987


Приложение


Возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача воспитателя. Исследование темы «Роль воспитания в социализации учащихся начального профессионального образования» позволяет подтвердить гипотезу, поставленную во введении данной работы, социализация личности будет проходить более продуктивно при условиях: управления процессом социализации целенаправленной организации...

Каждом рисунке испытуемых присутствует как минимум два человека. Заключение Целью данного исследования было: выявить влияние здоровьесберегающего подхода в организации воспитательной работы на формирование валеологической грамотности младших школьников в условиях временного коллектива. Мы предположили, что здоровьесберегающий подход в организации воспитательной работы с младшими школьниками...

Систему межличностных и деловых отношений в классе. 1.4 Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников. Основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является общение. В процессе учебной деятельности ребёнок выступает как субъект и как объект общения. В процессе учебной...

Развивать чувство личности. Включение индивида в активную социально-психологическую деятельность (общение, учебная деятельность, труд) является одним из условий формирования личности подростка, обуславливающим его дальнейшее поведение и профессиональный выбор. Этап П. Диагностика личностной направленности. Исследование личностной направленности подростков осуществлялось на основе методики ДДО (...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Женский портал - GoldMon