Женский портал - GoldMon

Очень часто в детский психологический центр обращаются взволнованные родители первоклассников — ребёнок не хочет учиться, не слушается учителя, на уроках играет, все над ним смеются, домашнее задание выполняет со скандалами, в конце концов учитель предлагает перейти на домашнее обучение… При этом в детском саду ребёнок был успешным, посещал развивающие центры, читать и писать начал чуть ли не в 5 лет, прошёл предшкольную подготовку. Всё было хорошо, а в школе вдруг стало плохо.

Что же происходит, и почему учитель зачастую бессилен в таких ситуациях?

Если результаты диагностики и информация от родителей свидетельствуют о нормальном умственном развитии ребёнка, специалисты начинают поиск причины такого поведения.

Вариантов несколько:

  • У ребёнка не сформирована роль ученика, потому что не отработаны механизмы ролевого поведения (с учителем разговаривает на равных, не прислушивается и не выполняет требования учителей, делает на уроке, что хочет, встаёт, уходит, ползает по классу, дома сердится, плачет, капризничает при выполнении домашних заданий);
  • мотивационно-потребностная сфера не развита либо нуждается в психологической коррекции (играет во время уроков с игрушками, вовлекает в игру одноклассников, домашнее задание выполняет только с родителями и только после долгих уговоров, разговаривает с ровесниками только на темы игр, не любит рассказывать о школе, противится требованиям самостоятельного поведения в школьных вопросах);
  • не развита волевая саморегуляция первоклассника (всё начинает делать вместе со всеми, но бросает, не доделав, или делает как попало, из-за этого быстро перестаёт быть успешным, потому что не происходит научение новому и отработку умений и навыков; обещает, а выполнить не может; берётся сразу за несколько дел, потому что всё интересно; запоминает только то, что привлекает внимание; родителям приходится делать всё вместе с ребёнком и вместо него, в ответ на требования и критику ребёнок очень расстраивается, плачет; обычно такое поведение приводит к неврозу или болезни.

Именно эти проблемы делают ребёнка неуспешным в роли первоклассника, а его обучение — неэффективным в таких условиях: научить ребёнка учиться можно только, если он легко выполняет роль ученика, понимает, почему нужно учиться и это для него очень важно, значимо, прилагает волевые усилия для управления своими желаниями, эмоциями и своей учёбой.

Отметим, что родители играют главную роль в формировании учебной мотивации. Представьте картинку: ребёнку купили велосипед и отправили на соревнования, предлагают и заставляют на велосипеде ехать к финишу, ребёнок и сам хочет, а ногами крутить педали он не умеет, равновесие держать не может. Он ведь упадёт. Хорошо, если не разобьётся, но соревнования точно не выиграет. А потом его ещё и поругают за то, что ничего не получилось. Чтобы избежать этого, дети придумывают разные способы: кто-то бросает велосипед и бежит сам. Ему говорят: "Нет, правила и условия не выдержал!". Тогда ребёнок берёт велосипед и бежит вместе с ним. Но опять не получает требуемого результата. В лучшем случае ребёнок скажет: "Не умею, научите!" . Однако в большинстве случаев он сначала обидится, а потом перестанет стараться.

На примере нам понятно, что в первую очередь нужно научить ребёнка крутить педали. Вот и в учёбе — психологическая готовность ребёнка такая же важная составляющая успешности первоклассника.

Родители недоумевают: "Мы же везде ребёнка развивали, почему это произошло?". Скорее всего, причина в том, что происходило обучение ребёнка, а не развитие его личностных качеств и адаптационных механизмов.

Часто родители хотят получить консультацию психолога, а помогать ребёнку собираются сами. Но, к сожалению, у них ничего не получится самостоятельно. Ведь они уже воспитывали своего ребёнка до семи лет, а важные качества так и не сформировали. По разным причинам: кто-то недостаточно времени уделял ребёнку, кто-то просто не умеет воспитывать детей (умеет любить и баловать).

Но и без родителей не удастся добиться нужного результата. Только в тесном сотрудничестве психологи, родители и учитель помогут первокласснику заинтересоваться учёбой и стать успешным в школе.

Специалисты детского психологического центра "АРТ".

Вот парадокс! Кроха так готовился к школе и с нетерпением ждал первого сентября, а спустя месяц он не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей. Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению учительницы начальных классов Серпуховой Валентины Давыдовны , в нежелании детей учиться виноваты в первую очередь сами родители. Именно они, действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.

Переход от дошкольника к первокласснику - огромное событие в жизни семилетнего малыша и его родителей. Первый звонок, первая учительница, первое домашнее задание, первые победы и первые неудачи... С первого школьного дня учеба становится обязанностью, и малышу нужно время, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям. Дальнейшая успеваемость и стремление учиться закладываются именно в первый школьный год. И тут многое зависит не только от учительницы, но и от поведения родителей.

Самая распространенная родительская ошибка - это стремление вырастить вундеркинда. Еще задолго до поступления в школу ребенок осваивает большую часть программы первого класса и ему неинтересно останавливаться на достигнутом. Кроха готов двигаться вперед, а школьная программа не позволяет. Конечно, родителей тоже можно понять. Им хочется, чтобы их малыш был самым-самым и они стараются изо всех сил. Но, если ребенок действительно гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку слишком много учиться тоже вредно. Дети быстро устают. И чем больше вы будете его заставлять сидеть за книжками, тем хуже. В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки. Подготовка ребенка к школе должна заключаться в развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления и восприятия. Не пытайтесь во что бы то ни стало, как можно раньше, обучить ребенка письму, счету и чтению. Все это ему предстоит освоить в школе, причем очень быстро и легко. Основная задача родителей - поддержание интереса к знаниям в целом.

Кроме того, не стоит забывать, что первоклассники переживают огромный психологический стресс. Для ребенка началась новая жизнь, и он не в состоянии мгновенно свыкнуться с новой ролью. Поставьте себя на его место: новый коллектив, вместо воспитателя - учительница и новые обязанности. А родители вместо того, чтобы помогать, начинают предъявлять к первоклассникам слишком высокие требования и ребенок физически не в состоянии их выполнять. Помимо этого взрослые, боятся, что ребенок будет без дела шататься по улице, и стараются максимально загрузить детский досуг. Они отдают малыша в несколько секций и требуют от него невозможного. Не каждый взрослый в состоянии удовлетворить запросы родительских амбиций, не говоря о семилетнем малыше.

Наиболее распространенные проблемы первого класса:

  • ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое;
  • ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием;
  • малышу тяжело просидеть без движения 45 минут;
  • ребенку не нравится учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи

Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хотя бы своим присутствием.

Непременным атрибутом учебы являются - школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки - первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.

Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда - дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов - малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте малыша быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша - возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.

Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.

Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите малыша к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. В заключении обязательно похвалите малыша "Вот видишь какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример". Тогда у ребенка появиться позитивная установка "Я сам все могу".

Почаще хвалите малыша, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научиться так же хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищами, если он что-то плохо делает (например, "курица криволапая"), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать.

Если ребенок регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы/цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще на год оставить в подготовительном классе. Лучше потерять один школьный год, чем утратить желание учиться.

Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего малыша невозможного. Пусть лучше у вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.

Как мы усваиваем информацию

Учеба - это процесс, в котором взаимодействуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Вот их наиболее распространенное распределение.

Руки - 90% от того, что ребенок сделает сам, хотя бы один раз - он усваивает. Поэтому старайтесь, чтобы кроха не только слушал, но и пытался самостоятельно повторить пример, даже если ему кажется что ничего непонятно. Пусть попробует, а вы при необходимости поможете. Только не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке.

Рот - 70% того, о чем мы говорим - откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

Уши - лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.

Глаза - 30% того, что малыш видит - он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко поймет материал.

К какому типу относиться ваш ребенок?

Но у каждого человека какой-то из этих каналов, в той или иной степени преобладает. Выделяют три основных типа детей по способу усвоения информации. Рассказывает школьный психолог Лунина Римма:

Кинэстический тип . Люди этого типа обучаются преимущественно через непосредственное участие и активные действия. Ребенку необходимо постоянно двигаться, а при разговоре он не может обойтись без жестикулирования. Он будет хорошо усваивать информацию, если процесс обучения совмещается с какой-либо деятельностью. Пусть подчеркивает, меняет краски, раскладывает карандаши или счетные палочки, главное, чтобы его занятие не отвлекало окружающих. Кинэстетикам требуется спокойное окружение и возможность движения. Попросите учительницу, чтобы она разрешала ребенку делать короткие передышки во время урока (пусть малыш сотрет с доски, сходит намочить тряпку или поможет раздать всем тетрадки). Так же не стоит тренировать у кинэстетика усидчивость во время выполнения домашнего задания. Если такого ребенка насильно заставлять сидеть сложа руки и слушать учительницу (или маму), он вообще ничего не запомнит и потеряет интерес к учебе. Он сидит спокойно ровно столько, сколько может. С возрастом ребенок повзрослеет, и научиться следовать установленным нормам поведения.

Визуальный тип . Его основной канал восприятия - зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки и любит смотреть телевизор. Во время объяснения нового материала или раздумывая над чем-то, малыш постоянно рисует в тетрадки абстрактные картинки. Не запрещайте, так ему легче сосредоточиться. Дети визуального типа учатся посредством письма, ему необходимо все самостоятельно записать, чтобы запомнить. Лучше всего такой ребенок будет воспринимать материал в виде таблиц, рисунков и с помощью образных ассоциаций. Детям этого типа, в большей мере, чем другим, нужен свой письменный стол и порядок вокруг, чтобы не отвлекаться. Хорошим помощником в учебе станут компьютерные программы или обучающие видео кассеты.

Аудитивный тип . Усваивает информацию посредством слушания. Дети этого типа обладают обширным словарным запасом, а так же хорошей памятью на имена и факты. Однако шум, резкие голоса и даже шепот мешают им сосредоточиться. Поэтому позаботьтесь о создании спокойной обстановки во время выполнения домашних заданий. Некоторым малышам наоборот необходим фон - приглушенная спокойная . Пусть ребенок несколько раз проговорит вслух учебный материал, можно использовать мини-плейер или магнитофон.

Комментировать статью "Ученье свет. Как делать уроки с первоклашкой"

10.11.2008 20:54:52, Мария

Казалось бы,сколько книг прочитано,статей,газет,журналов проштудировано по данной проблематике,но сколько много нового можно узнать,прочитав лишь одну статью.По собственному опыту(моя дочь уже второклассница), могу сказать,автор даёт очень правильные,грамотные советы и рекомендации.

10.11.2008 20:54:42, Мария

Глобальная Империя Зла - это США! Россия должна задуматься над своей ролью в "молчании ягнят".
Кто-нибудь остановит безумную гонку вооружения и агрессию США?
Под лживым лозунгом борьбы за ИХ демократию, ИХ принципы и ИХ идеалы совершаются самые гнусные преступления против мира и человечности.
Люди! Задумайтесь над тем, что позавчера США устроили диктат в странах Африканского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, вчера - разрушили государственность ряда стран Европы и провели там военные действия, сегодня - устроили интервенцию в странах Востока, а завтра - ...?
Вы думаете, что вы в безопасности от их эфемерных призывов к борьбе "за справедливость"? Ошибаетесь!
Принимайте меры к бойкоту агрессивной политики США!
Подумайте, как хорошо было бы направить такие средства на мирные и полезные цели, например развитие образования и медицины тех стран, где чёрный милитаризм США коснулся мирной жизни людей Африки, Азии, Востока, Южной Америки, где проблема выживания и вообще существования населения связана с разрушением самобытности культуры и быта народов этих государств путем грубого и бесцеремонного вмешательства негодяев из высшего политического руководства США и их покупателей - экономических бонзов США.
Заметьте, что всё это делается в том числе и с ВАШЕГО молчаливого согласия!!!

http://www.partia-nv.ru/resolut/r200303.html
http://www.maoism.ru/librar-y/declaration-28-11-1964.htm
http://www.asiat.ru/vietnam.shtml-?/historyv/142
http://www.asiat.ru/cambodge.shtml?/historyc/ag-res
http://www.asiat.ru/laos.shtml?/historyl/63
http://www.-cscp.ru/ratings/462/
http://www.pereplet.ru/text/krupnov27sep0-2.html
http://www.bookap.by.ru/psywar/imperzla/gl16.shtm
ht-tp://kosovo.ws/history/arseenko.htm
http://pkb.promedia.by/16_-04_03/001.html
http://www.nns.ru/vyborka/bagdad.html

02.12.2005 13:02:36, Антимилитарист

Всего 13 сообщений .

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Ученье свет. Как делать уроки с первоклашкой":

1. Не гонись за хорошими оценками. Никакой ценности в них нет. Ты задаешь себе планку сам, внутренне, а не строкой оценок в журнале. 2. Ты не обязана дружить! Достаточно быть приветливой. Может так случиться, что «твоего» человека в этом коллективе просто нет. Не огорчайся, все впереди! 3. В школе уже нет «милых деток». Ты попадаешь в коллектив, в котором собрались уже полноценные, хотя и все еще растущие личности. Коллектив этот пройдет почти полным составом 11 школьных лет. И сильные...

Первоклашка - уроки, кружки, занятия, чуткая нервная система, доучилась сегодня до сильной головной боли и У меня тоже первоклассник с подвижной неровной системой, устает ужасно, 5 уроков каждый день. Вечером не нагружаю занятиями, все уроки сама делает днем...

Прошло две недели, а мне уже хочется выпить успокоительного, дабы не сорваться... Письменные уроки - взрыв мозга. Две строки цифр в тетрадке может писать 30-40 минут... Всячески отодвигает начало уроков - не хочу, потом, устал, хочу есть/пить/ и т.д. и т.п. "У меня ничего не получается!"...

Вопрос вот какой решаю: в какую школу идти всю голову сломала Мы прошли собеседование в хорошую школу, но она за городом и стоит денег Возить может муж, но это довольно тяжело и ему и ребенку (хотя может привыкнет) По деньгам тоже думаю справимся (туда входит сразу и продленка, точнее там даже лучше и секции на выбор и питание и больше ни на что сдавать не надо) Есть еще вариант гимназия тут же в районе, но не факт, что есть места конечно и я о ней ничего не знаю Вот вообще по рейтингу и...

Кое о чём, очень важном, первоклассник может не знать. Или знать, но забыть – от растерянности. И это в школе создаст для него неожиданные неудобства, которые перечеркнуть всю радость и удовольствие от школьного дня.Наше дело (и важное дело) предвидеть непредвиденные ситуации, в которые он может попасть. О ЧЁМ НАПОМНИТЬ РЕБЁНКУ, КОТОРЫЙ В ШКОЛУ ИДЁТ. Думаю, вот об этом: - Где находится туалет (Некоторые детишки терпят по полдня, пока не доберутся до дома.). - Как туда попроситься, если...

Школа № 975 приглашает принять участие в мероприятии для будущих первоклассников и их родителей, которое пройдёт 17 мая в здании Центра образования № 975. В программе мероприятия – пробные уроки для детей, тренинги для родителей, а также презентация возможностей ЦО № 975 для реализации инновационных методик личностно-ориентированного обучения. Школа № 975 известна тем, что эффективно внедряет в общее образование инновационные технологии личностно-ориентированного обучения, которое позволяет в...

Делать уроки на продленке. У нас учительница сидит с ними пока уроки у большинства не сделаны, отдельно объясняет тем кто не понимает. + в коллективе легче. 12.04.2012 12:12:12, Marinaff.

У дочки- первоклашки все не так: продленка просто передержка какая-то, с учителем начальных классов, которому, такое ощущение, детей навязали. Когда я в 7 вечера приходила домой, мне говорили, что уроки не сделаны, "потому что Даша хочет делать уроки с мамой, меня не...

А иногда русский и математику делаем за час. Итого, на уроки с перерывом на чаепитие уходит 3 часа. А иначе действительно непрофессионализм. О первоклашках ничего не могу сказать, там своя специфика.

снова про уроки у первоклассников. мы делаем уроки полтора часа. ловлю тапки. но пока не вижу, как можно по-другому. мы проговариваем все, что было на уроках. делаем то, что задано. И насколько нереально для первоклашки "не хочешь - можно не делать "...

Девочки, всем привет. Подскажите пожалуйста, что делать: старшая дочка, возраст 6 лет 10 мес., пошла в этом году в первый класс. Можно подумать, все первоклашки 7 лет от роду ведут себя на уроках идеально и только и думают о том, как бы получше учиться и...

Он себя заставляет, как может, работает в классе, делает все уроки, хоть и не хочется. Работая учителем, я за пять минут до окончания перемены отправляла первоклашек в туалет, мягко, но очень настойчиво.

Простите, а можно поинтересоваться, зачем первоклашке помощь в уроках? Не факт, что будем заниматься по три часа, но это я пока предваритель. Знаю только одно, что позволить ему делать уроки с дедом не могу.

когда учить уроки. Подскажите, как организовать первоклашку? Мы с мужем работаем. ребенок дома с бабушкой. Как показала практика, оптимальный вариант приготовления уроков в 1 классе таков: Сначала вы делаете уроки ВМЕСТЕ.

Психолог рассказала, что кроется за отказом первоклашки учиться

Как выявить причину отказа первоклашки учиться и как вернуть ему интерес к занятиям, рассказала наш эксперт Наталья Неуман, детский психолог, коррекционный педагог.

1. Нет контакта с учителями

Как выявить : ребенок на уроках занимается своими делами (рисует, ковыряется в носу, листает учебник и т.д. На вопрос: «Нравится ли тебе учительница?» - отвечает «Нет!»

Как бороться : чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что он уделяет ему внимания не столько, сколько бы ему хотелось. Поэтому задача родителей рассказать ребенку, что учитель – это наставник, а не друг и не бабушка. Расскажите первокласснику о том, что в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.

Чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что тот уделяет ему внимания не столько, сколько до этого он получал от бабушек и мамы. Поэтому задача родителей - объяснить ребенку, что учитель - это наставник, а не друг и не родня. К тому же в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.

В понимании ребенка, хороший человек тот, кто его хвалит. Поэтому, если учительница скупа на комплименты, попросите хвалить вашего первоклашку чаще, но только за достижения. А для начала договоритесь с ней заранее и подойдите с ребенком - пусть учитель в его присутствии расскажет о его успехах, но с оговоркой, что их было бы больше, если бы ребенок не отвлекался на уроках.

2. Не подружился с одноклассниками

Как выявить : ребенок на переменах сидит за партой, не выходит играть с детьми в коридор, а дома не хвастается новыми знакомствами и играми в школе. .

Как бороться : период адаптации в новом коллективе в таком возрасте - два-три месяца, поэтому время раззнакомиться еще есть. Искусственно ускорять этот процесс не нужно, не надо заставлять дружить, ведь он может попросту тосковать по своим друзьям из детского сада. Чтобы помочь первоклашке найти друзей, каждый день после школы спрашивайте его о том, с кем из одноклассников он общался или играл, давайте ему с собой в школу коллективные игрушки (например, альбомы с наклейками для девочек или небольшие наборы конструктора для мальчиков), но объясняйте, что ими играть можно только на переменах. Если и после первой четверти ребенок не сможет найти контакт с одноклассниками, организуйте им внеклассную вечеринку - на таких мероприятиях детей проще сдружить, они легче найдут общий язык и интересы.

3. Не понимает заданий и не хочет разбираться в них

Как выявить: задания на уроках ребенок выполняет плохо, нестарательно и быстро, а дома после родительских объяснений точно такие же упражнения делает на отлично.

Как бороться: главная задача родителей - помочь начинающему школьнику научиться слушать и слышать объяснения педагога. Если сразу не среагировать на этот тревожный симптом, у ребенка возникнут хроническая неуспеваемость, нервозность и чувство собственной «плохости», а следовательно, нежелание учиться вообще.

Попросите учителя вашему ребенку более детально объяснять суть задания и контролировать его выполнение на разных этапах, а дома закрепляйте школьный урок. Но не делайте это более 7–10 минут за один подход. Таких подходов может быть максимум три с перерывом не менее 15 минут, чтобы ребенок успел отдохнуть. Два-три месяца подробных объяснений учителя и закрепляющих тренировок дома научат ребенка вникать в суть заданий, следовать инструкциям педагога и не суетиться при их выполнении.

4. Не созрел психологически

Как выявить: чаще всего эта проблема возникает у деток, которым нет шести лет или только исполнилось. Постоянные нарекания учителя на плохую дисциплину - главный сигнал неготовности ребенка к школьной жизни. При этом на вопросы о том, какое поведение в школе нормально, ребенок не может ответить правильно, а когда начинаешь ему объяснять, как надо себя вести, он, недоумевая, задает вопрос: «А почему?» Такому ребенку трудно даже 10 минут усидеть за уроками.

Как бороться: ребенок может уметь читать, писать и считать, но это ничего общего с эмоциональной и психологической готовностью не имеет. Высидеть четыре-пять часов за партой, постоянно удерживать внимание при минимуме движений под силу только «созревшему» ребенку. Если до конца сентября поведение ребенка не изменится - как правило, даже самый большой непоседа привыкает к правилам поведения в школе за месяц, - стоит посоветоваться со школьным психологом и, возможно, оставить его еще на год в садике. При этом родители не должны делать акцент на том, что они забрали ребенка со школы, потому что тот не справляется с программой, чтобы не посеять в нем неуверенность в своих силах в дальнейшем.

5. Недисциплинированный, невоспитанный

Как выявить: на вопросы от том, как нужно вести себя в школе, ребенок отвечает верно, а поступает наоборот. Например, на вопрос «Можно ли бегать по классу?» он отвечает: «Нет», а на вопрос «Как надо обращаться к учителю? отвечает: «На «вы» и по имени-отчеству», а на деле в школе нарушает свои же слова.

Как бороться: если это недостаток воспитания, ситуация исправляется в течение двух месяцев при ежедневной «работе над ошибками». Первый месяц контролируйте его поведение дома, а перед школой напоминайте ребенку о правилах поведения в социуме, о последствиях его выходок. Если плохое поведение не проходит за месяц, подключите школьного психолога.

Он будет посещать с ним уроки (сидеть за одной партой) и корректировать его поведение. Например, когда ребенок захочет встать во время урока, пояснит, почему нельзя, а если захочет выйти в туалет, напомнит, что стоит попросить разрешения. Если результатов корреляции к третьему месяцу нет, вероятно, у ребенка есть психические проблемы и его стоит обследовать у психиатра.

Как выявить: на вопрос «Почему ты не хочешь идти в школу?» ребенок отвечает: «Там скучно!» Еще один признак того, что первоклашке на уроках неинтересно: он берет с собой в школу много игрушек и лишних предметов (краски, ножницы и т. п.).

Как бороться: первые недели первоклассников учат ходить парами, при звонке садиться за парту, поднимать руку при желании что-то сказать и т. д. Такие навыки необходимы для успеваемости. Но некоторым детям это муштрование скучно. Потому родители должны объяснить малышу, что скоро начнутся увлекательные занятия.

Если же ребенку не интересно потому, что частично учебный материал он уже изучил на курсах раннего развития, то расскажите ему, что во второй четверти начнутся более сложные, незнакомые, а значит, захватывающие для него занятия - стоит немного потерпеть. Лишние предметы из портфеля нельзя выкладывать тайно или силой. Собирайте ранец с вечера вместе, пусть ребенок сам соберет нужные на завтра вещи, а вы в случае ошибки поправьте.

7. Ребенок не высыпается

Как выявить: ребенок с утра капризничает и жалуется, что хочет спать, умываться и завтракать идет с закрытыми глазами - это верный признак недостатка сна. При этом в выходные, когда не нужно идти в школу, встает самостоятельно и в хорошем настроении.

Как бороться: если раньше ребенок просыпался когда хотел, то ему нужно не меньше месяца, чтобы привыкнуть к новому режиму дня. Особенно это касается деток, которые не ходили в детский сад. Попробуйте пробуждение сделать для ребенка приятным. Например, он охотнее откроет глаза, если по ТВ будет идти любимый мультик или вы превратите подъем в игру-сказку: «Я расколдую спящую красавицу» или «Сейчас я сложу ручки-ножки моему мальчику-роботу». Учтите, что первоклашка должен спать не менее 10 часов, а значит, ложиться спать - не позднее 21:00. Перед сном полезна будет 30-минутная прогулка на улице.

8. Очень устает - перегружен

Как выявить: перегрузить ребенка можно, если занятия длятся более пяти часов в день (уроки, продленка, кружки). Показателем усталости могут быть как вялость ребенка - он приходит со школы и засыпает, а вечером его невозможно уложить, - так и проявление признаков гиперактивности - он бегает, прыгает и не слушается родителей.

Как бороться: если вы заметили у своего первоклашки эти симптомы, то немедленно снизьте нагрузку. В первом семестре первого класса не рекомендуется записывать ребенка на кружки и секции. Ребенок должен привыкнуть к школьным нагрузкам, а на это уйдет от трех до шести месяцев. По этой же причине, даже если у него что-то не получается, не пытайтесь сразу требовать от первоклашки идеальной успеваемости: приняв школу психологически, он все упущенное легко наверстает.

Ни в коем случае не говорите, что в школе серьезные требования и ребенку досталась строгая учительница (это, к слову, говорит о неготовности самих родителей отправить ребенка в школу - работайте над собой), первоклашка будет чувствовать постоянное напряжение, что еще больше повысит усталость и нервозность. Если на продленку и/или секции ребенок не ходит, но все равно устает, не стоит заниматься с ним уроками дома. Тем более в современной школьной программе домашние задания не рекомендованы МОН.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Женский портал - GoldMon