Развитие умения общения с детьми:
- стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии
- контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил
- избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку
- не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»
- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
- помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными
- выслушайте то, что хочет сказать ребёнок
Изменение психологического микроклимата в семье:
- установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания
- избегайте по возможности больших скоплений людей
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Специальная поведенческая программа:
- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка
Чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
- помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Что нужно знать родителям о задержке психического развития.
Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать родителям и педагогам, чтобы ребенок с таким диагнозом гармонично влился в обычную жизнь общества или вообще избавился от нарушений, делающих его непохожим на своих сверстников?
Задержка психического развития (ЗПР) ― это нарушение темпа развития отдельных психических функций человека: внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. В таком случае психическое развитие отстает от принятых в научном мире норм, свойственных определенному возрасту.
Что такое ЗПР?
Педагогический диагноз «ЗПР» ставится ребенку дошкольного возраста или младшего школьного периода. Именно на этих возрастных этапах возможна коррекция развития ребенка. При отрицательном результате развития психических функций данный диагноз изменяется на более серьезные: «конституциональный инфантилизм» или «умственная отсталость».
1. Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом
2. Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее
3. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников
4. Специалисты, которые могут Вам помочь:
- врач-невролог, психоневролог
- учитель-дефектолог
- педагог-психолог
- учитель-логопед.
5. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-педагогического сопровождения.
6. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центре психолого-медико-педагогического сопровождения (ЦПМПС).
Причины задержки психического развития:
Современная наука выделяется две группы основных причин, каждая из которых имеет по несколько факторов, влияющих на развитие психики человека.
Биологические причины, связанные с функционированием организма ребенка и его родителей:
патологическая беременность, во время которой могли быть инфекционные заболевания, токсикозы тяжелой степени, случаи травмирования матери и плода, интоксикации) внутриутробная гипоксия плода преждевременные роды травма или асфиксия плода во время родов инфекционные, травматические, токсические заболевания ребенка в раннем возрасте наследственная предрасположенность.
Социальными причинами ЗПР могут быть такие:
длительная изолированность ребенка от общества неблагоприятная обстановка в семье с травмированием психики: физическое и психологическое насилие, алкоголизм родителей, равнодушие родителей, неучастие в развитии ребенка и т. д.
В зависимости от причин задержки психического развития существуют и разные классификации ЗПР. При диагностике ЗПР отечественные психологи часто пользуются классификацией клинических типов ЗПР по принципу происхождения К. С. Лебединской. Она выделает 4 типа ЗПР:
конституционного происхождения (ребенок в своем развитии на этап ниже, чем его сверстники: незрелая эмоционально-волевая сфера, игровые мотивы преобладают над познавательными, поверхностные эмоции) соматогенного происхождения (ощущение физической неполноценности, капризность, неуверенность, вызванные перенесенными заболеваниями: операциями с наркозом, ограниченной подвижностью, болезнями сердца и др.) психогенного происхождения (вызванные недостаточной или чрезмерной опекой, особенностями невротического характера отсутствие познавательной активности, эгоцентризм, нервозность, повышенная тревожность и др.) церебрально-органического происхождения (психическая неустойчивость или заторможенность, выражающие как в гиперактивности, так и в неуверенности, боязливости, медлительности).
Какие же советы дают специалисты для успешного развития детей с ЗПР?
Посещать специализированные детские сады, школы или группы Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов Заниматься с логопедом, дефектологом и психологом. Больше рисовать, лепить, клеить и т. д. Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.) Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями
А главное помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.
Шестакова А.В. учитель-логопед
Разберемся в терминах
Психическое развитие ребенка – это сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды.
К основным психическим функциям относятся:
Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).
В качестве причин задержки психического развития могут выступать:
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.
Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.
В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.
В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.
Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.
Статистика распространенности ЗПР
Распространенность задержек психического развития среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 8–10% в общей структуре психических заболеваний (Кузнецова Л. М.).
Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом. При этом необходимо учитывать характер ошибок по математике, письму, исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности.
Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.
Методы лечения
Основной задачей работы психолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.
Психолог в работе с такими детьми использует арттерапию, музыкотерапию, методы предметно-сенсорной терапии, по развитию крупной и мелкой моторики, расширения словарного запаса и понятийного аппарата ребёнка.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако последняя развивается раньше, и ее развитие «тянет» за собой появление речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие речи.
Поэтому родителям также необходимо обеспечить ребёнку возможность разработки мелкой моторики:
Можно предложить ребенку лепку из пластилина, рисование пальчиковыми красками, нанизывание бусинок, вышивание.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с задержкой речевого развития недостаточно развито внимание, трудности концентрации, повышенная отвлекаемость, они не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
Необходимо отметить, что вовремя проведенная психокоррекционная работа с ребенком может дать очень положительные результаты. Самое главное правило для родителей – не отчаиваться и настраиваться на положительные результаты!
Психологи утверждают, что в трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть 3 варианта:
Выбор остается только за Вами.
Материалы: карточки с изображением эмоций.
Возраст: от 5 лет.
На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка— по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.
Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
Материалы: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой.
Возраст: от 3-х лет.
Взрослый показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей:в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
Материалы: карточки с изображениями разных оттенков настроения.
Возраст: от 4-х лет.
Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
Возраст: от 6 лет.
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
Возраст: от 5 лет.
Взрослый просит ребенка назвать слово, которое отличается от остальных по звукопроизношению.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА — ТАЧКА — ТАЧКА -ТАЧКА
Возраст: от 7 лет.
Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.
А так же записаться, можно по телефону: 45-85-00
Статью подготовила: медицинский психолог – Е. О. Шахрай
Хотите быть в курсе новостей Центра, расписания лекций и тренингов, узнавать о публикации новых интересных статей, присоединяйтесь к
ЗПР, означает задержку психического развития. Это заболевание характеризуется, прежде всего, замедленным темпом развития и совершенствования таких функций как , мышление, внимание и других показателей. Как правило, все они в той или иной степени отстают от норм, установленных для определенного возраста ребенка.
В самом раннем возрасте болезнь практически не проявляется. Ее можно определить позднее, когда ребенок достигает примерно 5,5-6 лет. Обычно дети с ЗПР обнаруживаются во время прохождения тестов, определяющих уровень развития дошкольника. Окончательное выявление отклонений происходит в начале учебного процесса. Становится очевидной ограниченность знаний и представлений, низкий уровень интеллекта, незрелость мышления. У таких детей преобладают чисто детские игровые интересы. Причины данного заболевания в каждом случае абсолютно разные, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Умственная отсталость и задержка психического развития существенно различаются между собой. В первом случае наблюдается непосредственное нарушение мыслительных функций, которое проявляется в неспособности нормально анализировать, сравнивать и обобщать события и явления окружающей действительности. Во втором случае страдает интеллектуальная сфера. Таких детей отличает невнимательность, невосприимчивость, нарушение фонематического слуха и другие отклонения.
Если детям с ЗПР создать достаточно комфортные условия, обеспечить правильное обучение и воспитание, то они вполне охотно идут на контакт и положительно воспринимают любую помощь от взрослых. Эта помощь и поддержка дает более высокий эффект, когда она осуществляется в игровой форме и способна вызвать у малыша настоящую заинтересованность каким-то полезным делом. Большую роль играет эмоциональная составляющая, которая проявляется в ярких формах. За счет этого ребенок может выполнять интересное задание в течение довольно продолжительного времени. Такой интерес напрямую связан с конечными результатами, получаемыми по окончании задания или теста.
Многие дети, имеющие задержку в психическом развитии, хорошо рисуют и могут в понятной форме отобразить на бумаге окружающую действительность. Умственно отсталый ребенок может только черкать и рисовать самые примитивные изображения. Существуют различия и в неврологической области. У детей с ЗПР видимые симптомы заболевания проявляются в легкой форме и на первый взгляд почти незаметны, в отличие от настоящей умственной отсталости.
Существует много других особенностей и признаков, позволяющих точно разграничить задержку психического развития и умственную отсталость. В любом случае окончательное заключение о состоянии малыша может сделать только квалифицированный специалист.
Задержка психического развития может возникнуть по самым разным причинам. В основном она появляется в результате воздействия биологических или социальных факторов.
Биологические причины ЗПР:
Социальные причины ЗПР:
Все причины могут проявляться комплексно, в результате начинается значительное отставание, которое окончательно выявляется перед началом учебы в школе.
Общее состояние задержки психического развития проявляется в недостаточном и медленном развитии таких элементов, как память, мышление, внимание, восприятие, речь и другие аспекты. Познавательные и психические возможности таких детей ограничены, поэтому они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые к ним требования. При достижении школьного возраста, эта ограниченность проявляется наиболее четко. Игровая мотивация и интересы у таких детей выходят на первый план, им трудно переключать и распределять внимание. В результате, начинается отставание по одному или нескольким предметам школьной программы. Тем не менее, дети с ЗПР в различных ситуациях проявляют себя совершенно по-разному.
Основные виды ЗПР:
Следует особо отметить ЗПР, связанную с церебрально-органическими отклонениями из-за локальных нарушений функций мозга. У этих детей наблюдаются частые проявления церебральной астении, когда наступает частая утомляемость, снижается работоспособность, внимание и память не способны нормально концентрироваться. Отмечается несовершенство мыслительных процессов, приближающихся к показателям олигофрении. Полученные знания усваиваются отдельными фрагментами, которые очень быстро забываются. Это заболевание достаточно сложное и требует дополнительных усилий. Обычная программа обучения совершенно не подходит, здесь необходима квалифицированная систематическая коррекция опытными педагогами.
В развитии психики особую роль играет эмоциональное состояние. При задержке психического развития детские эмоции отличаются неустойчивостью, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам.
Поэтому развитие детей с ЗПР имеет свои особенности:
В процессе изучения особенностей развития таких детей стало очевидно, что симптомы ЗПР наиболее полно проявляются у дошкольников перед началом учебы. В это время идет интенсивная подготовка к школе, проводятся занятия и тестирование, определяющие уровень развития. Для детей с ЗПР существуют специальные детские сады с наиболее оптимальными условиями коррекции психического развития.
Отклонения, связанные с задержкой психического развития, о которых уже упоминалось, считаются временным явлением. Они вполне могут быть компенсированы методами специального обучения и воспитания. При условии своевременного начала занятий, ЗПР у ребенка постепенно поддается полной коррекции и достигает уровня обычных детей. При этом, нужно в обязательном порядке устранить все причины, способствующие этому заболеванию. В случае необходимости проводится специальное лечение.
Наибольшие трудности приходится преодолевать, когда ЗПР связана с поражением части клеток головного мозга, которые выпадают из мыслительного процесса. Такие клетки могут частично пробудиться и вновь начать работать. Одновременно к работе привлекаются соседние здоровые клетки. Для этого существуют специальные методики, используемые врачами-дефектологами. Такая работа требует больших усилий и длительного времени.
Задержку в развитии невозможно заметить сразу. Она проявляется постепенно, когда ребенок начинает взрослеть и к нему предъявляются повышенные требования. Если появились какие-то сомнения по поводу развития малыша, нужно обязательно записаться на прием к неврологу. Окончательные выводы можно сделать только на основании результатов специальных обследований, назначаемых врачом.
В работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, основная роль отводится родителям. От того, насколько ответственно они отнесутся к этому, зависит и весь конечный результат. Для получения максимального эффекта нужно соблюдать определенные правила по отношению к своему ребенку.
Как правильно общаться с детьми с ЗПР:
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственнось в работе учителя - дефектолога, воспитателей и родителей.
детей с задержкой психического развития.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя – дефектолога, воспитателей и родителей.